Минфин не устроили запрашиваемые рынком премии по гособлигациям
Аукционы Минфина по размещению гособлигаций России не состоялись
В среду, 18 декабря, Министерство финансов не смогло привлечь средства на двух аукционах по размещению облигаций федерального займа (ОФЗ). Оба были признаны несостоявшимися.
В рамках первого аукциона ведомство пыталось разместить линкер ОФЗ-ИН 52005, однако инвесторы и Минфин не сошлись в оценке уровня доходности. Министерство признало аукцион по размещению выпуска несостоявшимся «в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен».
ОФЗ-ИН на профессиональном языке называют линкерами (от англ. Inflation-linked Bonds — «облигации, привязанные к инфляции»). Номинальная цена ОФЗ-ИН индексируется в зависимости от индекса потребительских цен (ИПЦ) на товары и услуги в РФ, согласно данным Росстата.
На данный момент в обращении находятся четыре выпуска инфляционных ОФЗ с купонными выплатами два раза в год по ставке 2,5% годовых. ОФЗ-ИН — структурный финансовый инструмент, для их приобретения на бирже требуется пройти тестирование у брокера.
Последний аукцион с предложением ОФЗ-ИН 52005 проводился 3 апреля, тогда он также был признан несостоявшимся. Последний состоявшийся аукцион по бумаге проходил 28 февраля, ведомству удалось разместить бумаги на сумму ₽8,94 млрд. «Мы не удивлены, что и в этот раз линкер не смог обеспечить должный интерес со стороны рыночных участников», — отметил Виталий Наумов, стратег «Эйлер Аналитические Технологии».
Эксперт отметил, что в нынешней макроэкономической конфигурации логично, что инвесторы предпочитают флоатеры линкерам. «Реальная доходность линкера, по нашим оценкам, чуть выше 9%, тогда как реальная ключевая ставка, если ориентироваться на прогноз ЦБ на год вперед, составляет 16% и, вероятнее всего, вырастет в пятницу. Кроме того, ликвидность ОФЗ-ИН крайне невысока, средний дневной оборот в линкерах редко превышает ₽100 млн в день», — резюмировал он.
На втором аукционе Минфин предложил бумаги выпуска ОФЗ-ПД 26246 с датой погашения 12 марта 2036 года. Аукцион также оказался признан несостоявшимся в связи с отсутствием заявок по приемлемым уровням цен.
Ранее этот же выпуск Минфин успешно разместил на сумму ₽27,95 млрд на аукционе 4 декабря. Средневзвешенная доходность по выпуску составила рекордные для этого выпуска 17,49% годовых.
Последний в 2024 году аукцион по размещению гособлигаций запланирован на 25 декабря.
По итогам первого квартала Минфин занял ₽827,8 млрд по номиналу (с учетом дополнительных аукционов) при плане ₽800 млрд, выполнив тем самым квартальный план размещения на 103,5%.
Во втором квартале ведомству удалось выполнить план лишь на 50,55%. Тогда Минфин разместил ОФЗ на сумму ₽505,5 млрд по номиналу из ₽1 трлн по плану.
В третьем квартале ведомство повысило объем планируемых заимствований сразу на ₽500 млрд — с ₽1 трлн до ₽1,5 трлн. Однако в ходе первичных аукционов, а также дополнительных размещений после аукционов (ДРПА) разместило ОФЗ на общую сумму ₽676,09 млрд по номиналу, выполнив квартальный план лишь на 45,1%.
В четвертом квартале Минфин планирует разместить ОФЗ на ₽2,4 трлн. На данный момент ведомству удалось привлечь ₽2,29 трлн. Причем практически ₽2 трлн было заимствовано в рамках всего двух аукционов с предложением флоатеров нового образца.
Всего в 2024 году объем чистого привлечения на внутреннем рынке путем выпуска ОФЗ планируется на уровне ₽2,63 трлн, а валовые внутренние заимствования с учетом погашений (₽1,45 трлн) составят ₽4,08 трлн. Больше ведомство занимало лишь в 2020 году.
На 2025 год, согласно бюджету, запланировано валовое привлечение на уровне ₽4,781 трлн (с учетом погашений на ₽1,416 трлн), чистое — ₽3,365 трлн.
Материалы к статье