Провайдер систем наблюдения «Видеоглаз» допустил IPO в 2027–2028 годах
Провайдер систем наблюдения «Видеоглаз» допустил IPO в 2027–2028 годах

Российский производитель и дистрибьютор систем видеонаблюдения «Видеоглаз» может провести IPO в 2027–2028 годах, рассказал «РБК Инвестициям» один из основателей группы Андрей Васильев. По его словам, компания планирует провести публичное размещение при достижении выручки в размере ₽10 млрд, повышении маржинальности по показателям EBITDA и чистой прибыли, а также после завершения локализации производства. В настоящий момент выход на биржу не рассматривается, так как бизнес находится в стадии активного роста, добавил он.
По данным УК «Альфа-Капитал», которая в декабре 2024 года завершила сделку pre-IPO с акциями ГК «Видеоглаз», выручка группы за 2024 год оценивается более чем в ₽2,5 млрд (без НДС). Согласно системе «СПАРК-Интерфакс», выручка основного операционного юрлица группы — ООО «Видеоглаз Центр» — по итогам 2023 года составляла ₽1,93 млрд, чистая прибыль — ₽38 млн (данные за 2024 год пока не раскрывались).
Как рассказали «РБК Инвестициям» в УК «Альфа-Капитал», в рамках декабрьского раунда были приобретены доли в размере 33% в четырех компаниях группы. Сделка организована в рамках семейства стратегий доверительного управления «Альфа Российский бизнес», которые доступны для квалифицированных инвесторов. В результате сделки владельцем долей в «Видеоглаз» стал ЗПИФ.
Оценка бизнеса, а также объем привлеченных в ходе сделки средств не раскрываются. Раунд прошел в комбинированном формате: cash-in и cash-out. Основная часть привлеченных средств направлена на развитие компании, рассказал Андрей Васильев.
Компания намерена наладить собственное производство камер видеонаблюдения в России. Как пояснил Андрей Васильев «РБК Инвестициям», оно будет запущено в течение одного-двух лет. Здесь планируется выпуск камер видеонаблюдения, видеорегистраторов, персональных регистраторов, коммутаторов и систем оповещения. Объем производства должен составить 10 тыс. устройств в первый год, уточнил он.
«С уходом иностранных конкурентов российский рынок систем безопасности испытывает серьезный дефицит, поэтому группа откроет собственное производство камер видеонаблюдения в России. Спрос на данную продукцию растет в силу повсеместной цифровизации и постепенной замены старого парка камер. Все это создает предпосылки для роста бизнеса группы», — отметили в «Альфа-Капитал».
По словам Васильева, компания сейчас преобразовывает корпоративную структуру для будущего публичного размещения. Для выхода на биржу по комфортной для компании оценке должна сложиться благоприятная конъюнктура рынка, отметил он.
Другой совладелец ГК «Видеоглаз» Вадим Волк отметил, что сделка pre-IPO с «Альфа-Капитал» ускорит процесс разработки, создания и вывода на рынок новых решений компании под собственным брендом IPTRONIC.
«Публичное размещение позволит компании получить дополнительные ресурсы для развития и масштабирования производства, пополнения оборотного капитала, а также повысит прозрачность бизнеса. Публичный статус позволит выйти на новый уровень и привлечь интерес еще большего числа инвесторов, в том числе розничных», — рассуждает Васильев.
По его словам, бизнес в случае его размещения на бирже будет интересен инвесторам, так как он прибылен с момента основания компании, повышает технологический суверенитет отрасли и создает потребительские продукты, в том числе с собственным ПО, видеоаналитику на базе искусственного интеллекта. В секторе систем безопасности у компании есть косвенные отечественные конкуренты, а прямыми Васильев называет иностранные компании, официально покинувшие российский рынок.
Компания «Видеоглаз» была создана в 2002 году. Группа предоставляет как собственное программное обеспечение и продукцию, так и товары российских и иностранных производителей.
По данным компании «Видеоглаз», у нее есть офисы и склады в Москве, Санкт-Петербурге и Краснодаре, 26 представителей-дилеров на территории России и СНГ и более 50 франчайзи — инсталляторов по России. Компания реализует на рынок продукцию более 400 брендов.
По данным исследования промышленного интернета вещей МТС и агентства Onside, в 2024 году в коммерческом секторе продажи камер видеонаблюдения с возможностью передачи данных снизились на 15% (по сравнению с уровнем 2023 года). Всего было продано 3 млн устройств.
При этом в денежном выражении рынок видеонаблюдения, включающий как сами камеры, так и ПО для них, увеличился на 10%, до ₽43 млрд, приводит данные исследования «Коммерсантъ».
Аналитики отмечают, что ввоз камер в Россию в 2024 году сократился на 10–15%, примерно до 5–5,2 млн единиц.
Согласно прогнозу МТС и Onside, к концу 2025 года российский рынок камер видеонаблюдения достигнет оборота в ₽47,6 млрд.
По оценкам «Ростелекома», объем рынка видеонаблюдения в России превышает 110 млрд руб., из которых порядка 66% приходится на видеокамеры и оборудование, а еще по 8–10% — на программное обеспечение для управления видео. Рынок в России будет расти на 8–9% ежегодно, при этом среди основных точек роста будут облачные сервисы и использование искусственного интеллекта (ИИ) в системах видеонаблюдения, спрогнозировали в компании.
Материалы к статье
