Самые громкие IPO 2020 года: от Snowflake до Airbnb
Эйфория на рынке IPO
В 2020 году на рынке IPO произошел настоящий бум. По данным Stock Analysis на 30 декабря, на биржи США вышли 480 компаний — на 106% больше чем в 2019 году (233). По подсчетам Bloomberg, на американском рынке проводившие IPO компании привлекли почти $180 млрд. К середине декабря на европейских биржах размещение провела 161 компания, выручив в общей сложности $28,3 млрд — это тоже превышает показатели 2019 года. В то же время на площадках азиатско-тихоокеанского региона разместились 893 компании, привлекшие более $134 млрд.
Основатель Rosenberg Research Дэвид Розенберг заметил на рынке IPO «классические признаки эйфории» и «IPO-манию». Экономист видит опасность надувания пузыря, подобного тому, что случился с доткомами в начале XXI века. Качество компаний, которые теперь выходят на биржу, ничем не лучше тех, что были 20 лет назад, считает он.
В свою очередь CEO Goldman Sachs Дэвид Соломон обеспокоен повышенным спросом на IPO со стороны частных инвесторов. «Я не считаю, что в долгосрочной перспективе это здорово. Но, думаю, со временем восстановится равновесие, как это всегда происходит», — сказал он в интервью CNBC.
«2020 год войдет в книги рекордов не только как год COVID, но и как год IPO», — подвела итог Кэтлин Смит, соучредитель Renaissance Capital.
Интересно, что вопреки ажиотажу на рынке первичных размещений, так и не состоялось самое масштабное IPO год — выход на биржу «дочки» китайского интернет-гиганта Alibaba Ant Group. Финтех планировал разместить акции на биржах в Гонконге и Шанхае. Листинг должен был привлечь рекордные деньги — $34,4 млрд. Однако регуляторы КНР приостановили IPO за несколько дней до начала торгов.
Snowflake
Дата IPO: 15 сентября
Биржа: NYSE
Тикер: SNOW
Цена размещения: $120
Цена на 31 декабря: $281,4
Рост: 134,5%
Snowflake основали в 2012 году выходцы из американской компании Oracle, которая производит программное обеспечение и поставляет серверное оборудование. Среди клиентов Snowflake — Sony, Logitech, Adobe и Dropbox. Платформа разработала облачную систему хранения и обработки данных, которая позволяет объединить разрозненные данные пользователей в единую систему.
На пике первого дня торгов акции Snowflake взлетели почти на 166% и закрылись ростом на 111,6%. Компания продала 28 млн акций и привлекла $3,36 млрд. После выхода на биржу оценка Snowflake достигла $33 млрд, хотя еще в феврале 2020 года ее оценивали почти в три раза ниже. Листинг стал крупнейшим IPO за всю историю софтверных компаний.
В IPO Snowflake вложился даже инвестиционный конгломерат Уоррена Баффета Berkshire Hathaway. По данным Business Insider, компания инвестировала $735 млн. Примечательно, что до этого за 55 лет существования холдинг Баффета лишь однажды участвовал в IPO.
Наивысшей цены акции Snowflake достигли 8 декабря. На пике стоимость достигала $429, однако затем котировки начали снижаться — в том числе из-за окончания lock-up периода, в течение которого крупным инвесторам нельзя продавать приобретенные бумаги. За неделю после «локапа» компания потеряла около $20 млрд капитализации.
Palantir
Дата IPO: 30 сентября
Биржа: NYSE
Тикер: PLTR
Цена размещения: $7,5
Цена на 31 декабря: $23,55
Рост: 214%
Компанию в 2003 году основали представители «мафии PayPal» — создатель платежной системы PayPal Питер Тиль и его бывшие коллеги Алекс Карп, Стивен Коэн, Натан Геттингс и Джо Лонсдейл. Появление Palantir пришлось на начало войны с терроризмом, которую США объявили после трагедии 11 сентября.
Palantir Technologies создает программное обеспечение, которое анализирует и защищает данные. Компания сотрудничает с военными, спецслужбами и разведкой. Те применяют софт Palantir для анализа фото, телефонных звонков, сообщений в соцсетях и финансовых данных, чтобы предотвращать преступления.
Как писала газета The Wall Street Journal, аналитики именно этой компании помогли правительству США поймать Усаму Бен Ладена — основателя террористической организации «Аль-Каида» (запрещена в России).
Palantir вышла на Нью-Йоркскую фондовую биржу 30 сентября, проведя прямой листинг. Это значит, что Palantir не выпускал новые ценные бумаги, а лишь позволил акционерам торговать своими. Соответственно, компания не привлекла никаких средств.
В первый день торгов ее бумаги взлетали на 52%, сессия закрылась ростом на 26,6%. Акции достигли пика 27 ноября — $33,5. В этот день бумаги выросли на 346% по сравнению с ценой размещения.
В середине ноября компания впервые после выхода на биржу раскрыла свою финансовую отчетность. В третьем квартале 2020 года ее выручка выросла на 52% благодаря новым контрактам с армией США и Национальными институтами здравоохранения страны. В Palantir ожидают, что по итогам года ее выручка составит $1,07 млрд, а не $1,05 млрд, как предполагалось ранее. Тем не менее, о прибыли речи пока не идет — компания не может ее получить уже 17 лет и не ожидает ее следующем году.
Warner Music
Дата IPO: 3 июня
Биржа: NASDAQ
Тикер: WMG
Цена размещения: $25
Цена на 31 декабря: $37,99
Рост: 52%
Warner Music входит в большую тройку мировых гигантов звукозаписи. Компания появилась в 1958 году в качестве лейбла киностудии Warner Bros., однако затем выделилась в самостоятельный концерн. В него входят Warner Records, Atlantic Records, Parlophone Records и Elektra Records.
На этих студиях записывались многие знаменитые группы и музыканты: например, Queen, Led Zeppelin, Боб Дилан или Арета Франклин. Parlophone Records известна тем, что на ней писали свои альбомы легендарные The Beatles. Студией Warner Records пользовались Red Hot Chili Peppers, Muse, Linkin Park, Disturbed и многие другие.
В 2004 году бизнесмен Эдгар Бронфман-младший купил Warner Music у Time Warner за $2,6 млрд. На следующий год он вывел компанию на Нью-Йоркскую фондовую биржу. Впоследствии Бронфман продал Warner Music группе Access Industries Леонарда Блаватника за $3,3 млрд, и студия ушла с биржи в 2011 году.
В последние годы Warner Music сфокусировалась на стриминговых сервисах. Контракты с потоковыми сервисами Apple и Spotify приносят корпорации больше четверти выручки. В 2019 году выручка звукозаписывающей компании составила $4,47 млрд, а чистая прибыль — $258 млн. За 2020 финансовый год выручка почти не изменилась и достигла $4,46 млрд, однако вместо прибыли компания понесла чистый убыток в размере $470 млн. В компании связали это с увеличением расходов. Например, на IPO студия потратила $89 млн.
Warner Music подала заявку на листинг в феврале, однако отложила планы из-за пандемии коронавируса. В июне она разместила на NASDAQ 77 млн обыкновенных акций и привлекла $1,93 млрд. Бумаги продавала Access Industries и несколько акционеров, поэтому студия денег от IPO не получила.
В первый день торгов акции студии выросли на 20%. 18 декабря в моменте бумаги компании достигали своего максимума — $39,19, что на 56,7% больше цены размещения. Самое успешное закрытие торгов состоялось 23 декабря, когда акции достигли $38,02.
Ozon
Дата IPO: 24 ноября
Биржа: NASDAQ
Тикер: OZON
Цена размещения: $30 (₽2277 на момент размещения)
Цена на 31 декабря: $41,41
Рост: 38%
Ozon появился в России в 1998 году и сейчас является старейшим онлайн-ретейлером в стране. Сегодня маркетплейс стал одним из самых узнаваемых российских брендов среди онлайн-магазинов.
Коронавирус дал импульс российскому рынку электронной коммерции. По собственным данным Ozon, пандемия позволила компании вырасти на 51% в период с января по июнь. За первые девять 2020 месяцев года выручка Ozon взлетела на 70%. Несмотря на это ретейлер несет убытки, хотя многие называют это типичной ситуацией для быстрорастущих компаний — они направляют средства на расширение аудитории и завоевание рынка.
Как писал Bloomberg, дебют онлайн-ретейлера на бирже стал лучшим для российских компаний с 2011 года. В первый день торгов бумаги Ozon взлетали на 45%, а закрылись ростом на 34%. Агентство отмечало, что лучше свой первый день после IPO провели только акции «Яндекса».
Бумаги Ozon появились сразу на трех площадках — NASDAQ, Московской и Санкт-Петербургской биржах. Компания привлекла $1,2 млрд. Она продала инвесторам 42,45 млн акций. В этот объем входит частная сделка с акционерами Ozon — покупка пакета бумаг фондом Baring Vostok и компанией АФК «Система». После IPO АФК «Система» принадлежит 33,1% акций, а Baring Vostok — 33%.
С 18 декабря акции Ozon вошли в состав индекса Мосбиржи IMOEX, который включает самые популярные акции крупнейших российских компаний, в том числе «Яндекса», Сбербанка и «Газпрома».
DoorDash
Дата IPO: 8 декабря
Биржа: NYSE
Тикер: DASH
Цена размещения: $102
Цена на 31 декабря: $142,75
Рост: 40%
Сервис доставки еды DoorDash создали студенты Стэнфордского университета в 2013 году. Спустя семь лет IPO сделало их миллиардерами. Цена размещения акций DoorDash составила $102 — выше установленного ранее диапазона в $90-95, который к тому же повышали за несколько дней до листинга. Торги бумагами компании начались 9 декабря.
В первые минуты торгов акции сервиса взлетели на 91,6%. Сессия закрылась ростом на 85%. В ходе IPO компания привлекла $3,37 млрд, а ее оценка достигла $68,4 млрд. Для сравнения, в июне оценка составляла $16 млрд.
Сфера доставки еды выиграла от ограничений, введенных из-за пандемии COVID-19. Во втором квартале число заказов через DoorDash выросло на 237% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, а компании удалось получить квартальную чистую прибыль — $23 млн.
На IPO DoorDash заработали действующие акционеры платформы. Например, Vision Fund, принадлежащий японскому холдингу SoftBank, получил более $10 млрд (фонд инвестировал в сервис $680 млн). Другие крупные акционеры компании — Sequoia Capital и DST Global, основанный российско-израильским миллиардером Юрием Мильнером.
После бурного роста в первый день торгов стоимость акций DoorDash начала снижаться, после чего в аналитическом агентстве Citron Research назвали IPO DoorDash «самым нелепым» в 2020 году. Эксперты Citron полагают, что справедливая цена бумаг сервиса составляет лишь $40, так как у компании много конкурентов, клиенты не доказали свою лояльность бренду, а в сфере доставки еды, возможно, будет введено госрегулирование.
Airbnb
Дата IPO: 9 декабря
Биржа: NASDAQ
Тикер: ABNB
Цена размещения: $68
Цена на 31 декабря: $146,8
Рост: 116%
Сервис аренды жилья Airbnb планировал выйти на биржу в марте 2020 года, однако планы изменились из-за пандемии COVID-19. Компания сильно пострадала из-за введения призванных остановить распространение болезни ограничений и закрытия границ: число бронирований упало, а количество отмен — возросло. За первые девять месяцев 2020 года убытки сервиса составили $674,3 млн — это больше, чем за весь 2019 год.
Несмотря на это, Airbnb привлекла около $3,4 млрд в ходе IPO, а оценка сервиса достигла $47 млрд. Компания продала акции выше ценового диапазона в $56-60, который установила за два дня до листинга. Цена размещения составила $68 за бумагу. Акции Airbnb появились не только на NASDAQ, но и на Санкт-Петербургской бирже.
В первый день торгов акции Airbnb в моменте достигали $165, что на 142,6% больше цены размещения. Рыночная капитализация компании превышала $109 млрд. После IPO бумаги сервиса стали снижаться и достигли минимума 14 декабря — $124,8 на закрытии торгов. В этот день в моменте они падали до $121,5.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье