МКБ рискует оказаться под санкциями. Что будет с акциями
Как пишет Bloomberg, обойти ограничения на привлечение валютного финансирования «Роснефти» удалось через ирландскую структуру Московского кредитного банка (МКБ).
В феврале МКБ через эту структуру продал облигаций на $500 млн группе инвесторов, в числе которых был американская Goldman Sachs Group. В маркетинговых материалах размещения едва упоминалось о связях банка с «Роснефтью», но де-факто связь довольно сильная. Дело в том, что осенью 2017 года, когда банк испытывал трудности с капиталом (на тот момент на балансе банка была высокая доля проблемных активов; ему мог потребоваться дополнительный капитал для создания резервов под возможные потери; плюс ко всему банку был присвоен статус системно значимого, что влечет повышенные требования к капиталу), нефтяная компания разместила в нем долгосрочные депозиты на несколько сотен миллионов долларов. Банк, в свою очередь, выдал «Роснефти» обеспеченные кредиты на несколько миллиардов долларов.
В отношении МКБ нет санкций, банк может свободно привлекать средства из-за рубежа. Деньги, которые ирландская структура МКБ получила от сделки, не пошли непосредственно «Роснефти», но сделка позволила банку расширить кредитование компании, объясняет Bloomberg. То есть, банк фактически обошел европейские и американские санкции.
Для МКБ такие маневры могут нести определенные риски, принимая во внимание то, что США значительно расширили круг компаний и лиц, попавших под санкции. Это структуры и лица, связанные или подозреваемые американскими властями в связях с президентом Владимиром Путиным и его ближайшим окружением.
В числе пострадавших компания «Русал» Олега Дерипаски. До введения санкций, с начала 2017 года, компания через свою иностранную структуру — тоже ирландскую — разместила облигации на $1,6 млрд. После введения санкций 6 апреля бумаги обвалились более чем на 50%, а их владельцы не могли их продать. Акции же обвалились за 10 дней на 45%, до 18,9 руб. за штуку (исторический минимум — 18,8 руб. на 13 июня 2016 года).
Председатель правления банка Владимир Чубарь в беседе с агентством утверждает, что формат обслуживания банком «Роснефти» и ее структур санкционных рисков не несет.
Эксперты неохотно комментируют ситуацию вокруг связи между МКБ и «Роснефтью». Аналитик инвестиционной компании «Финам» Алексей Коренев полагает, что управление по контролю за иностранными активами (OFAC) США в условиях напряженных отношений между Москвой и Вашингтоном вполне может принять меры против МКБ. «Последуют ли такие шаги со стороны администрации Трампа, и если да, то какие именно и насколько скоро, предсказать пока невозможно. Но можно не сомневаться, что с учетом того, что «Роснефть» является стратегически важным для страны предприятием, вряд ли системно значимый МКБ будет оставлен без соответствующей поддержки со стороны государства», — говорит он.
Заместитель директора АКРА по банковским рейтингам Валерий Пивень отмечает, что в текущей ситуации, когда под санкции может попасть в принципе любая российская компания, инвесторы и кредиторы закладывают санкционные риски в сделки с МКБ.
Если опустить санкционный риск, дела у МКБ идут неплохо. Банк, входящий в так называемое московское кольцо (помимо него туда входят Бинбанк, «Открытие» и Промсвязьбанк), единственный из четверки избежал процедуры санации (такого исхода для них ожидал аналитик «Альфа-Капитала» Сергей Гаврилов) — не без участия «Роснефти», благодаря которой МКБ увеличил капитал. По итогам года банк увеличил прибыль по РСБУ в 5,5 раза год к году, по МСФО — почти вдвое. С начала 2017 года его обыкновенные акции на Московской бирже подорожали на 12%.
Материалы к статье