«Фридом Финанс»: на каких акциях можно выиграть во время ЧМ-2018
Россию посетят болельщики из 32 стран, но самыми яркими обещают стать фанаты из Исландии. Государство с населением меньше полумиллиона человек удивило весь футбольный мир на последнем чемпионате Европы: исландцы, впервые попав на такой большой турнир, феноменально дошли до четвертьфинала и уступили только хозяевам и фаворитам турнира, сборной Франции. И вот сборная под руководством бывшего стоматолога стала самой малонаселенной страной-участницей чемпионата мира. Группа у исландцев сложная: им предстоит сыграть с Аргентиной и Хорватией, так что уже знаменитые болельщики в костюмах викингов точно прилетят в Россию поддерживать сборную. В 2016-м во Францию прилетело порядка 10% всего населения страны.
Активное перемещение исландцев по миру позитивно сказывается на небольшой местной авиакомпании-лоукостере Wow Air: она добилась улучшения финансовых результатах благодаря успехам национальной сборной по футболу. Правда, компания не торгуется на бирже, да и вообще фондовый рынок в стране невелик: общая капитализация Исландской фондовой биржи составляет около $10 млрд — это в 60 раз меньше Московской. Теоретически можно инвестировать в ETF Landsbref LEQ, составленный из шести самых крупных исландских компаний. Но и он мало репрезентативен в силу небольшого числа компаний, потому что при росте ВВП Исландии в 2016 году на 20% основной фондовый индекс поднялся лишь на скромные 0,5%. Так что инвестировать в Исландию в надежде на успех бравых нордических футболистов едва ли имеет большой смысл, а вот поболеть за команду вполне реально, главное ритмично хлопать и кричать «Ху!». Именно этим кличем и барабанами запомнились люди в костюмах викингов.
Исландию сложно назвать претендентом на победу. Как говорил легенда английского футбола Гари Линекер, в футбол играют 22 человека, а побеждают немцы. Победители прошлого Мундиаля и в этом году едут на мировое первенство в качестве фаворитов. Вероятность победы сборной Германии оценивается в 18%. Больше только у пятикратных чемпионов мира бразильцев — 20%. Это логично: все же у немцев на один кубок меньше. Так что афиша финала в Лужниках, анонсирующая встречу Бразилии и Германии, статистически наиболее вероятна. И я в этой паре отдал бы предпочтения немцам только лишь в силу российского климата, который меньше подходит привыкшим к более жаркой и солнечной погоде жителям Бразилии.
Успех бундестим, как и само ее участие в чемпионате мира, поможет немецким производителям спортивных товаров. Главным бенефициаром победы может стать Adidas. Проведение мирового футбольного первенства в России позитивно скажется на отстающем сейчас сегменте ее выручки в СНГ и России. По крайней мере в 2010-м и 2014-м, когда проводились предыдущие чемпионаты мира, выручка компании шла вверх. В этом году мы ожидаем роста около 7%, что позитивно скажется на перспективах акций компании.
С акциями сложнее. Если проследить историю котировок Adidas, мы обнаружим, что в годы проведения чемпионата мира с 1998 года они в среднем дешевели на 11%. Например, победа сборной Германии на первенстве мира в 2014 году не смогла поддержать котировки бумаг компании. Акции Adidas в тот год упали на 40%, несмотря на рост выручки. А вот победа испанцев, которых также спонсирует компания, позитивнее отразилась на динамике акций. В 2010 котировки Adidas выросли на 19%.
Акций других спонсоров выглядели лучше. McDonald’s хорошо рос еще и в силу более активного общего развития: с 1998 года его акции поднялись на 288%. Я взял статистику по движениям цен на акции компаний-спонсоров во время проведения всех чемпионатов мира с 1998 года. Для анализа использовались динамика за весь год, за лето, и за конкретные сроки проведения турнира. Coca-Cola смогла добиться лучшей динамики за короткий период проведения турнира, в то время как широкий индекс S&P500 во время чемпионата мира практически не менялся (по всей видимости, инвесторы в этот период предпочли футбол рыночной торговле).
Понятное дело, что сам по себе фактор чемпионата мира по футболу не может служить сильным драйвером роста для компаний. Для того же Adidas сейчас приоритет находится в области развития новых каналов продаж и экспансии в США. Эффект от чемпионата мира скорее имиджевый, но в случае победы команды, одетой в форму того же Adidas, — а это в первую очередь сборная Германии, а также Аргентины, Испании и России, — продажи однозначно вырастут.
Как вели себя акции основных спонсоров во время ЧМ за последние 20 лет
Когда я говорю о вероятностях победы, то использую коэффициенты букмекерской конторы William Hill—лидера рынка. Ставки на спортивные события — основной бизнес компании, и во время чемпионата мира активность вырастет, что положительно скажется на доходах. Среди других компаний выделю Paddy Power Betfair. Можно предположить, что выручка этих контор увеличится примерно на 5%. Кстати говоря, для этих компаний открываются хорошие перспективы в свете ослабления регулирования сферы спортивных ставок в США. Этот фактор способен стать для данных компаний драйвером выручки. Так что, если родоначальники футбола и не добьются крупных побед на поле, в успехе английских букмекеров можно не сомневаться.
Лично я буду болеть за сборную Франции, потому что два подряд кубка для Германии — это слишком. Французы выигрывали ЧМ ровно 20 лет назад с Зиданом, которого после ухода с поста тренера мадридского Реала уже прочат на «мостик» родной сборной. Вероятность победы Франции оценивается в 15%, и это тоже немаленькие шансы. В 1998-м благодаря победе сборной фондовый рынок Франции зарядился позитивом и вырос на 45% за год. S&P500 в тот год поднялся только на 27%.
Шансы России на общую победу оцениваются меньше 2%, но может для российского фондового рынка это и неплохо. Если верить (не самой представительной) выборке за пять последних чемпионатов мира, лучше себя показывали фондовые индексы стран-хозяек, нежели триумфаторов.
Биржи стран-победительниц против бирж принимающих стран
Тем же, кто футбол не смотрит и за сборную не болеет, стоит порадоваться экономическому эффекту от проведения большого спортивного события в стране. Мы ожидаем притока в экономику страны от $0,5 до $2 млрд только от туристов, что поможет бизнесу транспортных компаний, аэропортам, гостиницам и ресторанам, а также продовольственному ретейлу. Нельзя забывать и об инвестициях в инфраструктуру, которые будут иметь долгоиграющий эффект для экономического развития. Так что в выигрыше от огромного спортивного праздника останутся все, и помимо колоссальных эмоций люди получат позитивный экономический эффект. Так что если исходить из «футбольно-фондовой» аналитики, то российский рынок еще вернет потерянные им 10% роста по итогам года.
Материалы к статье