Турецким банкам выдадут $10 млрд для борьбы с кризисом. Это поможет?
Турецкие банки получат более $10 млрд от Центробанка страны для борьбы с финансовым кризисом. $6 млрд будет выдано в долларах США, $3 млрд — золотом, оставшаяся сумма — турецкими лирами.
Этот шаг замедлил, но не остановил падение национальной валюты. На момент написания заметки турецкая лира потеряла еще 10% стоимости по отношению к доллару США. Индекс акций турецких банков в местной валюте рухнул сегодня на 9,3%, а доходность турецких облигаций, номинированных в долларах, выросла, пишет директор аналитического департамента компании «Локо-Инвест» Кирилл Тремасов.
Главные жертвы дня — турецкие банки. На них придется главная тяжесть резко возросших расходов по обслуживанию большого валютного долга, и именно они видятся инвесторам «слабым звеном».
Турецкий Центробанк, как и было обещано, озвучил некоторые меры по исправлению ситуации. В основном они касаются облегченного доступа банков к деньгам, то есть к ликвидности. Регулятор смягчил требования к обеспечению, которое банки предоставляют ему при операциях на денежном рынке, в три раза увеличил сумму допустимых заимствований в лирах под обеспечение валютными активами.
ЦБ также будет объявлять тендеры по долгосрочным ставкам репо (вид кредитования наличными под залог ценных бумаг) и размещениям валюты со сроком погашения 91 день. Регулятор предоставит больше гарантий на операции в турецкой лире. Это позволит турецким банкам не испытывать нехватки национальной валюты.
В списке мер по борьбе с кризисом не было самого эффективного в глазах инвесторов решения — резкого повышения ключевой ставки. Это могло бы быстро сменить настроения инвесторов и остановить падение рынков. Причина в том, что президент Реджеп Тайип Эрдоган выступает резко против роста ставок. Он считает именно эту меру причиной инфляции и средством обворовывания турков иностранцами.
Все выходные президент обвинял в кризисе внешние силы, а утром в понедельник, 13 августа, газета The New York Times опубликовал его колонку. Эрдоган припомнил там главные события турецко-американской дружбы (конфликт в Корее, Карибский кризис 1962 года, война с терроризмом в Афганистане) и все обиды, нанесенные Турции американцами в последнее время (сдержанная реакция на попытку свержения Эрдогана, поддержку курдов в Сирии, недавние санкции).
Под конец политик пригрозил поиском новых друзей и союзников. Поведение турецкого президента и его очевидная власть над мерами, которые принимают финансовые власти — дополнительный серьезный фактор риска, убеждены инвесторы. Аналитики считают, что экономический кризис и падение лиры может усугубиться в ближайшие дни.
Еще один «турецкий» день на международных финансовых рынках привел к новым потерям на рынках Европы и развивающихся стран. Российская валюта упала до 68 руб. за $1.
Индекс валют развивающихся рынков (MSCI Emerging Markets Currency Index) снизился до минимального уровня за год, пишет Bloomberg. Серьезно пострадал южноафриканский рэнд: национальная валюта ЮАР снизилась на 9,4%.
Резко подешевели итальянские гособлигации. Причина в том, что итальянский UniCredit Bank — один из главных кредиторов Турции. В случае дефолта (то есть неспособности расплатиться по долгам) турецкой экономики UniCredit Bank окажется одним из главных пострадавших в Европе.
Среди других крупных кредиторов Турции выделяются французский BNP Paribas и испанский Banco Bilbao Vizcaya Argentaria. По оценкам Reuters, акции этих банков снизились на величину от 0,9% до 2,6%.
Материалы к статье