NASDAQ впервые за 7 лет опередит NYSE по привлеченному на IPO капиталу
В 2019 году компании привлекли больше капитала на бирже NASDAQ, чем на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE). Последний раз такое было в 2012 году, когда мега IPO соцсети Facebook помогло NASDAQ обойти своего главного конкурента, пишет The Wall Street Journal (WSJ). В подсчете на 11 декабря с помощью IPO на NASDAQ компании в сумме привлекли $34,4 млрд. На NYSE объемы на $8 млрд меньше — $26,2 млрд.
Крупные IPO проводятся на NASDAQ значительно реже — традиционно большинство голубых фишек размещаются на Нью-Йоркской фондовой бирже, несмотря на более высокие комиссии. К тому же руководители компаний помнят яркий пример IPO Facebook, которое прошло со множеством технических неполадок, в результате чего бирже пришлось выплачивать инвесторам многомиллионные неустойки. Это ударило по репутации NASDAQ. Так, из-за произошедшего с Facebook инцидента китайская Alibaba выбрала NYSE для ставшего рекордным выхода на американский рынок.
В 2019 году ситуация начала меняться. Два крупнейших американских IPO года — такси-сервиса Uber ($8,1 млрд) и химической компании Avantor ($3,3 млрд) — все еще прошли на NYSE. Однако третье крупнейшее IPO прошло на NASDAQ. Это был сервис Lyft, который привлек $2,6 млрд.
При этом NASDAQ пока впереди по количеству IPO, собравших как минимум $500 млн — 12 против 11 у NYSE. Если ситуация за декабрь не изменится, то 2019-й будет первым годом, когда NASDAQ удалось провести больше IPO с минимальным привлеченным капиталом в $500 млн.
Представители NYSE заявили, что если иначе посмотреть на расчеты привлеченного капитала, Нью-Йоркская фондовая биржа все равно окажется впереди NASDAQ. Если учитывать не только корпоративные IPO, но также, например, листинги фондов, дополнительный выпуск бумаг уже вышедших на биржу компаний и иные способы привлечь деньги инвесторов, то здесь на NYSE приходится свыше $100 млрд за 2019 год, пишет WSJ.
Торговые площадки активно конкурируют за право разместить акции крупных компаний. Биржи получают комиссию за каждое IPO, и чем оно масштабнее, тем больше зарабатывает биржа. Кроме того, новые компании увеличивают торговые обороты, а это значит, что растут и доходы от комиссий за транзакции.
Вместе с тем успешные IPO улучшают имидж торговой площадки и повышают ее престиж, что привлекает новых кандидатов на размещение.
На российском рынке IPO не проводились с 2017 года, хотя отечественные компании периодически говорят о желании выйти на биржу в России. Последней такие планы озвучила сеть «Мосломбард». До этого про IPO упоминали «Победа» или, например, Rambler. Но пока эти планы не реализованы — российские компании если и размещают акции, то на иностранных площадках. Последней компанией, вышедшей на биржу в России, стал перевозчик Globaltruck, которому удалось привлечь $44 млн.
Пятерка крупнейших бирж мира по капитализации*
1. NYSE — свыше $23 трлн
2. NASDAQ — свыше $11 трлн
3. Японская фондовая биржа — свыше $5,6 трлн
4. Шанхайская фондовая биржа — свыше $5 трлн
5. Гонконгская фондовая биржа — свыше $4,3 трлн
*данные Statista
Материалы к статье