Как эпидемии влияли на движения котировок
В декабре 2019 года в китайском городе Ухань был выявлен первый случай заражения неизвестным ранее коронавирусом. 20 января китайские власти сообщили о том, что новый коронавирус может передаваться от человека к человеку. Иными словами, признана возможность эпидемии нового опасного заболевания.
Практически с этого момента — с 21 января — начали падать цены на нефть. По сравнению с 20 января нефть сорта Brent подешевела более чем на 10%, с $65,11 до $58,5 за баррель. Цены снижаются на опасении инвесторов, что упадет спрос на авиационное топливо со стороны авиакомпаний.
Мировые фондовые рынки тоже показали снижение индексов с 21 января. Гонконгский индекс Hang Seng за прошлую неделю снизился на 3,8%, а американский Dow Jones Industrial за это же время потерял 2%. Упали котировки акций крупнейших авиакомпаний.
Руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев призывает посмотреть на ситуацию без эмоций. «В 2002 году весь мир закошмарили «атипичной пневмонией» (SARS) из Китая, вызванной новым видом коронавируса. В 2012 году в Саудовской Аравии обнаружили еще более опасный MERS. И если SARS с его уровнем смертности 10% самоликвидировался в 2004 году, то смертельный в 35% случаев MERS до сих пор циркулирует на Ближнем Востоке», — рассказал аналитик.
Если взглянуть на историю финансовых рынков с точки зрения влияния эпидемий, то ни к чему серьезному ни одна из болезней не приводила, говорит персональный брокер инвестиционно-финансовой компании «Солид» Евгений Маришин. Как заметил аналитик, в среднем рынки снижались на незначительную величину в короткий промежуток времени, но на горизонте трех — шести месяцев после вспышек вирусов показывали динамику роста на 5–8% (средний показатель за все время).
Директор аналитического департамента компании «Фридом Финанс» Вадим Меркулов ссылается на статистику Morgan Stanley Capital International (MSCI). Из нее видно, что заболевания, вирусы, эпидемии никак не влияют на поведение фондовых рынков. «Средняя доходность через три месяца спустя начала эпидемии составляет 3,08%», — отмечает аналитик.
Если посмотреть на крупнейшие эпидемии гриппа в XX веке, то только на эпидемию 1957–1958 годов фондовый рынок реагировал относительно продолжительным падением.
Опустошительная пандемия испанки, унесшая миллионы жизней, сопровождалась даже ростом котировок. Рынок рос за счет инфляции и восстановления после Первой мировой войны. Гонконгский грипп 1968–1969 годов был встречен падением индексов, которое скоро сменилось более значительным ростом.
С 1980-х годов в мире появился вирус ВИЧ, глобальное распространение которого продолжается и в настоящее время. Тем не менее можно сказать, что распространение этого вируса совсем не влияет на мировые рынки.
Как отмечает эксперт по фондовому рынку компании «БКС Брокер» Михаил Зельцер, реакция финансовых рынков закономерна: активы, подверженные риску, испытывают повышенное давление при росте спроса на защитные инструменты.
Причины негативной реакции рынков две. Во-первых, фактор перекупленности — до этого акции и нефть значительно выросли. Во-вторых, возник риск ухудшения экономических показателей в Азиатско-Тихоокеанском регионе. По мнению аналитика, это более значимая причина. Например, по различным оценкам, атипичная пневмония, охватившая Азию в 2003 году, обошлась местной экономике в 0,5% ВВП.
Ведущий аналитик компании «Открытие Брокер» Андрей Кочетков, подчеркивает, что все определяется масштабами экономических последствий, и предлагает рассматривать два сценария.
Первый, нейтральный, предполагает быстрое появление медикаментов и вакцины, которые смогут остановить эпидемию, переведя ее в чисто медицинскую плоскость. Второй сценарий реализуется, если на создание вакцины потребуется более полугода, а масштабы распространения затронут не только Китай, но и сопредельные страны.
В этом случае упадут акции страховых компаний, авиаперевозчиков и туристических операторов. Между тем в периоды эпидемий всегда дорожают медицинские компании. Кочетков считает, что ближайшие недели покажут путь, по которому будет развиваться ситуация.
Американский рынок здравоохранения упал почти на 3% за последние три недели, говорит персональный брокер инвестиционно-финансовой компании «Солид» Евгений Маришин. Это означает, что спрос на лекарства не вырос, следовательно, рынок не видит серьезной угрозы от нового вируса.
Опасения в серьезности происходящего высказывает и управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко. Он считает ситуацию с китайским коронавирусом классическим «черным лебедем», появление которого никто не мог предвидеть.
Больше всего пострадают отрасли, связанные с туризмом, а также многие китайские компании. Эпидемия может коснуться бедных и густонаселенных стран: Индии, Индонезии, Пакистана, Малайзии. Кириенко полагает, что экономика Китая вполне может замедлиться ниже 6% в первом полугодии. Если этот сценарий реализуется, мы увидим обвал на рынках.
Гораздо более оптимистично видит ситуацию руководитель информационно-аналитического центра «Альпари» Александр Разуваев. Эксперт допускает, что о новом вирусе скоро все забудут, активы вернутся на прежние уровни.
Начать инвестировать можно прямо сейчас на РБК Quote. Проект реализован совместно с банком ВТБ.
Материалы к статье