Верните мне 2007-й: как на самом деле выросла инфляция за 13 лет
В конце мая блогер Руслан Усачев опубликовал на своем YouTube-канале видео о том, что инфляция в России выросла на 257% за 13 лет. При этом официальная статистика, по его словам, говорит только о 160%. Для своего исследования он сравнил цены на одни и те же продукты в 2007 и в 2020 годах. По его словам, расхождение с официальной статистикой получилось внушительное — 97%. Мы решили разобраться, действительно ли это так и можно ли доверять такому результату.
Для своих расчетов блогер взял чек из гипермаркета «Лента» от 2007 года и купил те же продукты в том же магазине сегодня. Торговые марки, которые перестали существовать, он заменил аналогами. А если продукты не совпадали по весу, постарался их соотнести так, чтобы вес был практически одинаковый. Результаты его исследования он опубликовал в Notion.
РБК Quote опросила экономистов и аналитиков, чтобы узнать, стоит ли доверять выводам автора. Оказалось, что считать инфляцию во всей стране, сравнивая только цены на определенные продукты в разные годы, неправильно. Исследование блогера получилось не вполне корректно и не отражает реальную ситуацию. Эксперты объяснили, чего не хватает исследованию, как на самом деле считается инфляция и почему именно так.
«Для начала — непонятно, откуда блогер взял 160% инфляции за 13 лет», — говорит главный экономист «ПФ-Капитал» Евгений Надоршин. По просьбе РБК Quote эксперт провел свои расчеты на основе данных официальной статистики по динамике потребительских цен. В результате оказалось, что инфляция по России с мая 2007-го по май 2020-го составила 190%. По Москве показатель вырос на 180%.
Всего статистика ведется по трем основным индексам: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги. Для расчета мы взяли индексы цен на продовольственные товары, поскольку в корзине у блогера преимущественно они. Дальше рассмотрим, что не так с самими расчетами Руслана Усачева.
Все эксперты, опрошенные РБК Quote, сошлись на том, что набор товаров, цены которых сравнивал блогер, не соответствует стандартной корзине потребителя по России. Директор по анализу глобальных рынков и макроэкономике управляющей компании «Альфа-Капитал» Владимир Брагин отметил, что корзина блогера нерепрезентативна и в ней отсутствуют многие важные категории товаров.
«Его корзина не соответствует потребительской корзине, по которой считается инфляция. Там нет моркови, картофеля, рыбы, одежды, обуви. Если бы это все было, мы получили бы другую картину. Здесь показана инфляция за 13 лет конкретно этой корзины, где преобладают конфеты с шоколадками. Это, например, не является моей недельной нормой потребления. Как и у большинства людей», — сказал Брагин.
Евгений Надоршин также отметил, что корзина, которую взял блогер для расчета инфляции, сильно перекошена: «У него не представлены многие важные продукты в корзине. Там отсутствует мясо, рыба, яйца, сахар, чай, кофе, какао, макаронные и крупяные изделия. Потребительская корзина очень сильно смещена. У него набор разнообразный, но если мы будем укрупнять список и разбивать по категориям, увидим, что ряд важнейших категорий продовольственных товаров отсутствует. То, что собрано у блогера в корзине, — это лишь чуть больше половины того, по чему Росстат считает инфляцию. То есть недостаточно».
Егор Сусин, главный эксперт Центра экономического прогнозирования Газпромбанка считает, что подсчет результатов инфляции — это вопрос выборки товаров в корзине. «Нужно смотреть по отдельным категориям. Потому что ряд товаров подорожал существенно — быстрее, чем индекс потребительских цен. А по ряду товаров и услуг рост цен, наоборот, был медленный», — сказал Сусин.
Это подтверждает и Надоршин своими расчетами: «В целом инфляция выросла на 190%, как уже упоминалось. Тут важен момент, что некоторые категории продуктов подорожали меньше, чем выросла инфляция. За 13 лет мясопродукты в России подорожали на 156,6%, яйца — на 122,1%, сахар — на 84,3%, плодоовощная продукция, которая в корзине блогера сильно недооценена, — на 156,3%. Это значит следующее: если бы данные продукты были в корзине блогера, они могли бы снизить его общую инфляцию и результат исследования был бы другим».
Когда считается инфляция на долгом промежутке времени, многие товары могут просто исчезнуть с прилавков и больше не выпускаться. Как и случилось с корзиной блогера. Чтобы восполнить это, он просто заменял исчезнувший товар другим, максимально похожим, и сравнивал их цены. Но так делать не совсем корректно.
«Допустим, есть товар, цена которого отслеживается для подсчета инфляции. Но вдруг он исчезает. Для таких случаев у Росстата тоже есть товары-заменители. Росстат отслеживает набор товаров более широкий, чем публикует. Есть товары, по которым отслеживают цены в данный момент, их называют товары-представители. И есть товары, которые наблюдаются параллельно, дополнительно, как раз на случай замены», — рассказывает Надоршин.
«Когда один товар заменяют другим, ориентируются и догоняют предыдущий товар не по весу. Тут также важно качество и калорийность товара заменителя. И чтобы не гадать, что произошло с качеством, берется старая цена аналога. То есть если в 2020 году не оказалось товара из 2007-го, то берется аналог из 2020-го и его цена в 2007 году. И вот эти цены уже сравнивают», — пояснил Надоршин.
Когда мы сравниваем корзину товаров в разные годы, важно учитывать, какой процент эти самые потребительские товары занимают в общей статистике потребления. Как уже упоминалось ранее, всего есть три категории: продовольственные товары, непродовольственные товары и услуги.
Дело в том, что, согласно данным Росстата, в 2007 году на еду люди тратили 40,21% от всего своего потребления, а в 2020-м уже 36,97%. Кажется, что разница несущественная, но на большом количестве товаров и длинных промежутках времени она важна.
«Это значит, что ряд товаров, скорее всего, стал потребляться в меньших объемах. Если раньше в потребительской корзине было, например, одно количество сахара, то сейчас другое. В частности, его доля в потребительской корзине упала в три раза за 13 лет. В 2007 году был почти 1%, а стал 0,3% в 2020-м. Поэтому, если даже цена на какой-то товар сильно выросла, то за счет того, что его потребление снизилось, этот рост не отражается в общей статистике. Например, раньше я покупал два яблока, а сейчас одно. И если эти два яблока сильно подорожали, то снижение количества яблок компенсировало это подорожание. Такой эффект также позволяет официальной инфляции быть ниже», — рассказывает Евгений Надоршин.
Это правило относится ко всем категориям товаров. Например, возьмем алкогольную продукцию в корзине блогера. В потребительской корзине в 2007 году процент алкогольных напитков в потребительских товарах составлял 6,6%, а в 2020 году уже 4,4%. Расходы на алкоголь резко упали. Но блогер воспроизвел их 1 к 1. А на самом деле в его новом чеке расходов на алкоголь должно было стать меньше практически в полтора раза.
«Росстат ведь оценивает структуру расходов, опираясь не на то, как сильно подорожал конкретный товар, а сколько в среднем подорожала корзина, которую мы потребляем. С учетом долей товаров, которые в нее входят. Если бы блогер все это использовал в своем исследовании, я предполагаю, что его результат не сильно отличался бы от официальной статистики», — подвел итог Евгений Надоршин.
Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе
Материалы к статье