Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Индекс Мосбиржи, акции «Магнита» и ослабление рубля: дайджест
·
События дня
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
Pro
Стоит ли ждать падения цен на новостройки после отмены дешевой ипотеки
USD 100,68
+0,46%
22 нояб. 2024 г.
22 нояб. 2024 г.
22 нояб. 2024 г.
·
Мнение профи
0

Демпинг и вторая волна: что ждет авиакомпании после отмены карантина

Смягчение «вирусных» ограничений вызвало в России и за рубежом резкий рост акций авиакомпаний. Почему оптимизм игроков не совсем оправдан, РБК Quote объясняет исполнительный директор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев
Демпинг и вторая волна: что ждет авиакомпании после отмены карантина

2020 год стал худшим в истории мировой гражданской авиации. В марте и апреле объем пассажирских перевозок в большинстве регионов мира сократился в 5–20 раз, в России — в 17 раз. Столичный аэропорт Внуково в мае обслуживал около 3 тыс. пассажиров в сутки, к 10 июня на фоне восстановления полетов «Победы» поток увеличился до 8 тыс.

Выглядит оптимистично, если не вспоминать, что годом ранее пассажиров было в десять раз больше. Но инвесторы, истосковавшиеся по растущим бумагам, отреагировали на частичное снятие ограничений и постепенное восстановление полетов: бумаги «Аэрофлота» сильно подорожали. С ₽70–75 в мае они выросли до ₽86, а 9 июня достигали локального максимума — ₽95,7 за акцию.

Международная ассоциация воздушного транспорта прогнозирует, что по итогам года мировые авиакомпании сократят выручку вдвое — с $838 млрд до $419 млрд, а пассажиропоток снизится более чем на 50%. Ожидается, что восстановление рынка будет долгим — немногие компании смогут уже осенью 2021-го похвастаться возвращением к показателям 2019 года, большинству придется напряженно работать два — четыре года, чтобы только наверстать упущенное.

Шоковая заморозка начала отходить, и оптимисты принимают это за выздоровление. Но надо помнить, что на перевозки действуют два ключевых фактора. Введенные из-за пандемии строгие ограничения буквально обнулили спрос, но при этом, конечно, сделали его отложенным. Найдется немало желающих полететь, как только это станет возможно, в Сочи, Турцию или Испанию. Российский лоукостер «Победа», возобновивший с началом лета полеты по стране, зафиксировал занятость кресел на уровне около 90%, будто никакого коронавируса и не было.

Беда в том, что фактор отложенного спроса быстро выдохнется. Уже к октябрю все, кто хотел и мог себе позволить поездку на теплое море, вернутся домой. И тогда в силу вступит второй фактор — экономический кризис, сопровождаемый ростом безработицы. Падение спроса может осложнить жизнь авиаперевозчикам на несколько лет вперед. Пока, в отличие от Европы и Азии, в России ни одна из авиакомпаний не объявила о прекращении операционной деятельности — все ждут хороших летних продаж. Но спрос на перевозки в 2020 году будет существенно ниже, чем годом ранее. При этом мы не видим, чтобы самолетный парк отечественных авиакомпаний стремительно сокращался. Компании сохраняют свой флот и не проводят масштабных увольнений. Несложно предположить, что летом предложение будет заметно превышать спрос, что спровоцирует установление низких, демпинговых цен.

Отчетность авиакомпаний за второй квартал будет худшей из тех, которую когда-либо видели инвесторы — тут не нужно быть провидцем. Но и показатели третьего квартала, который должен «кормить весь год», тоже будут далеки от удовлетворительных. Следовательно, рынок ждут как минимум два раунда плохих новостей, которые могут обвалить котировки авиакомпаний даже ниже антирекордных показателей марта.

Ожидать от отрасли доходности и дивидендов в 2020 году не приходится. На что же могут надеяться инвесторы? Пожалуй, оптимизм может внушать только уход с рынка тех или иных компаний. Как правило, это происходит в конце августа — начале сентября, когда авиакомпании сталкиваются с кассовым разрывом. В этот период наиболее интенсивны возвратные рейсы — все возвращаются из отпусков. Расходы авиакомпаний максимальны — топливо, услуги в аэропортах. При этом загрузка становится односторонней, а продажи на осенние месяцы очень невелики. К тому же в этом году часть пассажиров заплатит не живыми деньгами, а ваучерами за отмененные в карантин рейсы. Если в силу каких-либо обстоятельств компания не сформирует запас ликвидности, а за лето 2020 года этого не сделает никто, то войти в низкий сезон будет очень сложно.

Поэтому к началу осени риск остановки операционной деятельности для некоторых компаний будет предельно высок. Именно это поддержит тех, кто уцелеет, — они подберут пассажиров конкурентов. Сейчас для инвесторов наиболее привлекательны национальные перевозчики, которые могут рассчитывать на поддержку своих правительств. И действительно, и Air France, и Lufthansa получили поддержку правительств, «Аэрофлот» также получил субсидии, причем, в отличие от конкурентов, положенную сумму компании перечислили единовременно.

Сыграть вдолгую на бумагах «Аэрофлота» — идея, лежащая на поверхности. Действительно, как бы ни трепали рыночные вызовы эту компанию, конкуренты пойдут ко дну раньше. Мы помним, что самый существенный рост курса акций национального перевозчика был связан с увеличением рыночной доли после прекращения полетов «Трансаэро» в 2015 году. Нет сомнений, что на горизонте нескольких лет эта ставка даст результат. Но нужно учитывать возможность падения курса акций «Аэрофлота» на фоне плохой отчетности (а это неизбежно для всех игроков) или возможной второй волны пандемии.

Стоит также напомнить, что сетевая модель, которой придерживается «Аэрофлот», да и другие национальные перевозчики, оказалась менее устойчивой к нынешнему кризису, чем гибкая модель point-to-point, характерная для лоукостеров. Нужно идти на нестандартные шаги, чтобы в условиях турбулентного рынка расти не только потому, что конкуренты сходят с дистанции, но и за счет новых точек роста.

Можно себе представить, хотя это маловероятный сценарий, появление нового игрока на волне восстановления перевозок в 2021 году. Он смог бы воспользоваться всеми благами разоренного рынка: избытком предложения новых самолетов лизинговыми компаниями, свободными рабочими руками, низкими ценами на авиатопливо и существенно возросшей долговой нагрузкой конкурентов. Сегодня открывается окно возможностей для тех, кто готов вкладывать в авиаотрасль.

Трудность нынешнего кризиса для пассажирских авиаперевозок не в рекордной глубине падения, а в непредсказуемости дальнейшего развития пандемии. Определенность может появиться к концу третьего квартала. До этого момента возможны колебания котировок авиакомпаний как вверх (на фоне снятия ограничений и реализации отложенного спроса), так и вниз (на фоне катастрофических убытков, которые покажут компании в первом полугодии). В этой ситуации инвестору, вложившемуся в авиакомпанию, можно пожелать только одного: купить этим летом билет на самолет. Это поддержит выбранные бумаги.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Поделиться

Материалы к статье

Олег Пантелеев специально для РБК Quote

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

IFX-Cbonds
00:00
924,08
-0,23%