Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

ЦБ выявил факты манипулирования рынком в телеграм-канале об инвестициях
·
Новости
USD 103,27
+3,24%
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
12 дек. 2024 г.
·
Что это значит
0

Инвестиции в искусство: как арт-рынок поменялся из-за COVID-19

В период пандемии коронавируса многие галереи перешли в онлайн или вообще закрылись, зато продажи в интернете выросли. Рассказываем, что еще изменилось на арт-рынке в период карантина
Инвестиции в искусство: как арт-рынок поменялся из-за COVID-19
(Фото: Spencer Platt / Getty Images)

Вкладывать деньги можно не только в акции, облигации и фонды. Во время пандемии среди инвесторов стал популярен рынок искусства. Например, в США подскочил интерес к покупке долей в картинах, раритетных машинах и даже скаковых лошадях. А в России арт-бизнес ушел в онлайн, где нашел новую платежеспособную аудиторию.

12 сентября РБК организовал и провел дискуссию «Онлайн и без посредников: как пандемия изменила арт-рынок» на ярмарке современного искусства Cosmoscow. В ее рамках эксперты рассказали, как ситуация с COVID-19 отразилась на продажах, аудитории и ценах на предметы искусства.

Галереи перешли в онлайн

По словам сооснователя арт-платформы Cube.Moscow Елены Белоноговой, во время пандемии в ее проекте сменилось примерно 30% галерей. Cube.Moscow — это набор выставочных пространств в отеле Ritz-Carlton в Москве. Кто-то из них ушел в онлайн, а кто-то и вовсе закрылся. Сама платформа также временно закрывалась — с 18 марта по 13 сентября.

Среди галерей Cube.Moscow есть те, кто давно работает на рынке, но есть и новички. «Собственно, смена произошла как раз среди тех, кто либо совсем недавно начал работать и себя попробовал в формате выставочного пространства, либо сменил формат с антиквариата на современное искусство», — сказала Белоногова.

На рынке есть индекс Анджелины Джоли. А еще — хорошего вина и еврофутбола
Доллар,
На рынке есть индекс Анджелины Джоли. А еще — хорошего вина и еврофутбола

Несмотря на ситуацию с коронавирусом, начали открываться и новые онлайн-проекты. Например, платформа по продаже современного искусства и коллекционного дизайна TEO.

«Мы как раз во время пандемии выступили с инициативой поддержки галерей, и как раз наша платформа открылась в конце мая. И за лето мы поняли, что онлайн пользуется все большей и большей популярностью», — отметила управляющий партнер площадки Анна Андронова.

По ее словам, ранее на онлайн-галереи реагировали «странно», так как люди не могли увидеть произведение вживую. Сейчас же ситуация изменилась. Кроме того, TEO предоставляет услугу «примерки», когда картину отправляют заказчику, чтобы он ее изучил. Также клиентам доступна бесплатная консультация.

По словам Андроновой, офлайн-галереи до сих пор более популярны, но онлайн-галереи стали технологией, за которой будущее. Людям хочется видеть произведения искусства как в интернете, так и вживую. Андронова рассказала, ссылаясь на отчет ярмарки Art Basel, что за время пандемии продажи у галерей сократились на 36%, а онлайн-выручка выросла на 40%.

Оборот TEO с июня составил около ₽3–4 млн, сообщила она «РБК Инвестициям». По ее словам, 21 сентября платформа запустит сайт на английском языке и будет выходить на международный рынок, начнет продвигать российских художников и галереи за рубежом.

(Фото: Tim P. Whitby /Getty Images)

Недорогие картины стали популярны

Белоногова отметила, что в онлайн-покупках предметов искусства есть четкое правило — нужно тратить комфортную сумму денег, для каждого она своя. «В большей степени до $1 тыс. работы в онлайне продаются очень хорошо. На самом деле работы до $1 тыс. составили около 50% общего рынка искусства прошлого года», — сказала она. Также в онлайне хорошо продаются работы и авторы, не вызывающие сомнений, — дорогие предметы искусства, представленные известными продавцами (дилерами и галереями).

Андронова сообщила «РБК Инвестициям», что в TEO больше всего популярны работы, которые стоят ₽100–400 тыс. Кроме того, в пандемию получило известность сообщество в Facebook под названием «Шар и Крест» — оно появилось в начале апреля. В нем художники сами назначают цены и продают работы, но их стоимость не должна превышать ₽20 тыс. — такое правило паблика.

«Эта ценовая планка сделана для того, чтобы уменьшить риск человека абсолютно несведущего, непонимающего. Он может совершенно беспроигрышно рискнуть какой-то небольшой суммой денег», — сказал «РБК Инвестициям» создатель группы, коллекционер Максим Боксер. Он отметил, что некоторые картины могут стоить и ₽5 тыс., и ₽1 тыс., и ₽500.

Разница цен на площадках зависит от нескольких факторов — имени художника, его биографии, истории самой картины, а также оценок критиков, говорит Андронова.

По словам Боксера, в пандемию в его группе продавалось по 250 работ в день. Оборот первое время составлял около ₽20 млн в месяц. Сейчас же число покупаемых картин уменьшилось примерно до 50 в день. Некоторые покупатели специально приобретали работы, написанные именно в период карантина, отметил он.

«На самом деле любой исторический период потрясений является пищей для шедевров. То есть в каждый такой период появляются шедевры. И они уже появились», — высказала мнение Белоногова.

Художник Лахлан Громек позирует со своими работами
Художник Лахлан Громек позирует со своими работами
(Фото: Ryan Pierse / Getty Images)

Миллениалы — новые покупатели произведений искусства

По словам Белоноговой, на спрос влияет и то, что на мировой рынок искусства пришли новые коллекционеры. Сейчас ими стали миллениалы, выросшие в эпоху цифровых технологий. Им нужен моментальный доступ к информации, в том числе к ценам на произведения искусства. Если у них после посещения сайта остались вопросы, то, скорее всего, они не перезвонят, а перейдут на другой ресурс, отметила сооснователь арт-платформы Cube.Moscow.

«И, собственно, вот это наличие цены без ее какого-либо обсуждения, без необходимости задать вопрос, чтобы узнать эту цену, повышает уровень продаж примерно в шесть раз», — сказала она.

В середине 2018 года Bank of America выпустил исследование, в котором говорилось, что две наиболее быстрорастущие категории коллекционеров — это женщины и миллениалы. Белоногова подтверждает такую тенденцию. По ее словам, среди миллениалов очень много состоятельных людей. А женщины тратят на искусство больше, чем мужчины.

Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Поделиться

Материалы к статье

Александра Хрисанфова
Александра Хрисанфова

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RGBI
19:00
99,13
0,02%