IPO месяца: самый скрытный стартап Palantir и его софт для разведки США
Дата IPO: 29 сентября
Биржа: NYSE
Тикер: PLTR
Риски: отсутствие прибыли и зависимость от нескольких крупных клиентов
Возможности: потенциальный роста рынка платформ искусственного интеллекта
Американская софтверная компания Palantir Technoligies планирует выйти на Нью-Йоркскую фондовую биржу через прямой листинг. Это значит, что компания не сможет выпустить новые акции и привлечь новый капитал. Она лишь даст возможность уже существующим акционерам продать свои ценные бумаги другим инвесторам.
Изначально проект планировал выйти на биржу 23 сентября, однако позднее перенес дату на 29 сентября. Зарегистрированные акционеры Palantir, включая менеджмент, хотят продать 257 млн ценных бумаг.
В третьем квартале в рамках частных вторичных сделок было продано около 36 млн акций компании. С 1 января по 1 сентября текущего года цены разнились от $4,17 до $11,5 за бумагу, а средневзвешенная составила $6,02. Если Palantir разместит акции по самой высокой цене ($11,5), то рыночная стоимость компании составит $18,8 млрд, отметили в Renaissance Capital. Разводненная рыночная стоимость (то есть с учетом возможного выпуска новых акций) может составить $25,9 млрд.
Как развивался бизнес Palantir
Американская софтверная компания Palantir появилась в 2003 году. Ее создали основатель PayPal Питер Тиль, а также его бывшие коллеги — Алекс Карп, Стивен Коэн, Натан Геттингс и Джо Лонсдейл, которых называют «мафией PayPal».
Palantir создает программное обеспечение, которое анализирует и защищает информацию. Например, телефонные звонки, финансовые данные, фото и сообщения в соцсетях. Изначально компания начала поставлять продукт разведке США, чтобы помочь в расследованиях и операциях по борьбе с терроризмом. Продукты Palantir анализируют передвижения преступников и помогают узнать время и место готовящихся преступлений.
Как пишет The Wall Street Journal, считается, что аналитики компании помогли правительству поймать Усаму Бен Ладена, который основал террористическую организацию «Аль-Каида» (запрещена в России).
Потом стартап начал работать с коммерческими компаниями. Всего в первой половине 2020 года продуктами Palantir пользовались 125 клиентов в 150 странах мира.
Как продукты самого скрытного стартапа попадают в скандалы
Компания разработала две основные программные платформы.
Palantir Gotham («Gotham») — первая платформа компании. Ее создали для аналитиков оборонных и разведывательных служб. Она позволяет выявлять закономерности, глубоко запрятанные в массивах данных — от сигналов спецслужб до сообщений конфиденциальных информаторов.
Palantir Foundry («Foundry») — платформа для коммерческих компаний. Она предназначена для того, чтобы им было легче разбираться в своих данных, управлять ими и защищать. Этот продукт меняет способы взаимодействия организаций с информацией, создавая центральную операционную систему для их данных. Помимо организаций, платформой пользуются несколько государственных заказчиков.
Однако работа с личными данными вызывала и критику. Как пишет Bloomberg, «Palantir знает о вас все». По данным агентства, в 2009 году JP Morgan нанял группу аналитиков Palantir, чтобы те следили за сотрудниками банка «якобы для защиты от вероломных трейдеров и других негодяев».
Программное обеспечение компании собирало и анализировало электронную почту, историю браузеров, активность принтеров, расшифровки телефонных разговоров. Агентство отмечает, что люди были шокированы тем, что ни в Palantir, ни в банке не установили какие-либо ограничения. Все закончилось, когда топ-менеджеры JP Morgan узнали, что за ними тоже следят.
Тем не менее в Palantir заявляют, что ее платформы с самого начала создавались для защиты личной информации и предотвращения неправомерного использования таких данных. «Мы не занимаемся сбором, анализом или продажей данных. Мы создаем программные платформы, которые позволяют нашим клиентам интегрировать свои собственные данные, которые у них уже есть», — говорится в проспекте IPO.
Размер рынка и конкуренция
По оценкам Palantir, общий объем целевого рынка компании составляет примерно $119 млрд. В коммерческом секторе он достигает $56 млрд. Palantir подсчитала этот показатель, умножив число потенциальных клиентов по всему миру — 6 тыс. компаний с выручкой более $500 млн — на предполагаемую годовую стоимость потенциального контракта.
В государственном секторе целевой рынок выше — $63 млрд, из которых $26 млрд приходится на США, а $37 млрд — на международный рынок. Компания учитывала правительственные учреждения в США и странах-союзниках, «чьи ценности совпадают с либеральными демократиями».
Опираясь на данные Международного валютного фонда, компания Palantir выяснила, что около 5% государственных расходов приходится на программное обеспечение и консалтинговые услуги.
В исследовании Research and Markets эксперты оценили, что среднегодовой темп роста рынка платформ искусственного интеллекта составит 33% в течение 2020–2024 годов. По их данным, этот рынок увеличится на $12,51 млрд.
Финансовые показатели
В 2019 году компания получила выручку в размере $742,6 млн, что на 25% больше, чем в 2018 году ($595,4 млн). За первое полугодие 2020 года, в период значительной геополитической нестабильности и экономического спада, выручка Palantir достигла $481,2 млн, что на 49% больше, чем за тот же период прошлого года.
Однако компания ни разу не получала годовую прибыль с момента ее основания. В 2019 году чистый убыток Palantir составил $579,6 млн. Тем не менее в первой половине 2020 года он снизился по сравнению с аналогичным периодом прошлого года — до $164,7 млн.
В Palantir отметили, что улучшение финансовых показателей связано с ростом выручки и сокращением времени, которое необходимо для установки программного обеспечения. Кроме того, снизилось количество инженеров-программистов, которые участвуют в этом процессе. Со второго квартала 2019 года время, требуемое для установки ПО и начала его работы, уменьшилось в пять раз — до двух недель.
Риски вложения в бизнес Palantir
В проспекте IPO стартап указал на риски, которые могут возникнуть при инвестировании:
компания несет убытки каждый год с момента основания. В Palantir ожидают, что операционные расходы будут расти в дальнейшем;
возможно, в будущем компания не сможет поддерживать темпы роста выручки;
продажи продукта компании требуют значительных затрат времени и средств, а цикл продаж часто бывает долгим и непредсказуемым;
на ограниченное число клиентов приходится значительная часть выручки Palantir. Если существующие клиенты прекратят делать покупки или не продлят свои контракты, то выручка может снизиться;
финансовые результаты могут значительно колебаться каждый квартал. Это затрудняет прогнозирование будущих показателей;
платформы компании сложные, их приходится долго внедрять;
если проект не будет успешно разрабатывать и внедрять новые технологии для удовлетворения потребностей клиентов, то бизнес может пострадать;
репутация Palantir может пострадать от новостей о ее бизнесе в СМИ. В том числе от публикаций, основанных на неточной и вводящей в заблуждение информации;
в случае получения несанкционированного доступа к софту Palantir злоумышленники могут добыть чувствительные данные. В таком случае репутация продукции и услуг компании пострадает и она может понести убытки;
структура обыкновенных акций компании приводит к тому, что право голоса сконцентрировано у определенных акционеров, в частности у основателей Palantir и ряда других людей. Остальные акционеры не имеют возможности влиять на исход важных сделок.
Подпишитесь на рассылки «РБК Инвестиции» — важные новости, дивиденды, личные финансы и венчур в удобном формате
Материалы к статье