Немного подзабытая инвесторами компания Nokia в октябре 2020 года выиграла тендер NASA на установку сотовых вышек на Луне. Это часть большого проекта «Артемида» по хозяйственному освоению спутника Земли. Мобильную сеть прокладывают для связи с лунной базой, которая, как предполагается, заработает там через восемь лет. В ближайшие четыре года правительства нескольких стран вложат в проект порядка $35 млрд.
Важно, что львиная часть этой суммы уйдет частным подрядчикам, поскольку в отличие от далеких 1960-х годов, когда на Луну запускали «Аполлоны», всю ненаучную часть миссии: транспортировку людей и роботов, снабжение, связь — отдадут на аутсорсинг. Помимо Nokia, контракты в октябре достались еще дюжине более мелких компаний с разнообразным профилем — от криогеники до IT-поддержки.
Рынок космических услуг сейчас в фокусе внимания мировых инвестиционных домов. Morgan Stanley недавно оценил объем данного сегмента в $350 млрд, Bank of America — в $424 млрд. Но и тот и другой независимо друг от друга сошлись на мысли, что продажи услуг в космосе будут расти гораздо быстрее, чем мировая экономика в целом. К концу нынешнего десятилетия объем космической индустрии может составить от $1,1 до $1,4 трлн, то есть вырастет как минимум втрое. Рынок космического туризма, включая лунный, — в девять раз.
Впрочем, Луна пока не самое многообещающее направление для инвестиций. Порядка 80% космического рынка занимают орбитальные технологии. Это ниша компаний, которые производят спутники связи либо обслуживают их. Самый крупный игрок на этом поле — американская ViaSat, акции которой за последний год подешевели втрое на фоне успехов более молодых конкурентов. Все потому, что сегодня на смену классическим тяжелым спутникам связи приходят группировки наноспутников (от 1 до 10 кг весом каждый). И вот они как раз обещают взлет рынка.
К сожалению для большинства инвесторов, акции SpaceX пока не торгуются на бирже. Второй по значимости после Tesla проект Илона Маска так быстро набирает обороты, что рыночная оценка компании выросла в два раза всего за три месяца. С июля компания успела: впервые успешно вернуть людей с орбиты на землю (ранее возвращала только грузы), заключить с Пентагоном контракт на пять лет по выводу в космос военных спутников, довести группировку своих малых спутников до 650 штук и провести два успешных теста Starship.
Последнее — особенно важно. Starship способен заменить нынешние пассажирские воздушные лайнеры. Корабли летят по параболе в космос и обратно в атмосферу, позволяя перевозить людей на другой конец планеты за считаные минуты. Например, полет от Лондона до Сиднея, который на борту «Боинга» или «Аэробуса» занимает 20 часов, Starship преодолевает на час. Этим летом компании SpaceX удалось дважды проделать такое на малых расстояниях. Впечатленные венчурные инвесторы в августе на очередном раунде по привлечению вложили в компанию Маска более $2 млрд, оценив ее в $44 млрд.
В октябре Morgan Stanley дал базовую оценку бизнеса SpaceX в $100 млрд, а при благоприятном развитии — свыше $200 млрд. Это сопоставимо со стоимостью Bank of America и Coca-Cola. Аргументы аналитиков следующие: прежде чем Starship начнет массово возить людей (на борт помещается до 100 человек), новый корабль послужит быстрой развертке наноспутников. Ракета Falcon 9, которая является основным транспортником на данный момент, поднимает за рейс 60 аппаратов. Starship берет сразу 400. При таких возможностях Starlink Маска станет мировым провайдером спутникового интернета еще до конца десятилетия. Илон, увлеченный идеей полета на Марс, заявил, что выделит спутниковый проект из SpaceX и выведет его на IPO в ближайшее время.
Для тех, кого космос манит уже сейчас и у кого нет желания ждать IPO молодых звезд, стоит обратить внимание на бумаги мастодонтов аэрокосмической промышленности. Тройка компаний, чьи аппараты выходят в большой космос еще со времен Гагарина и Армстронга, это Northrop Grumman, Lockheed Martin и Boeing. У первых двух сильнее позиции в оборонном госзаказе. Boeing больше известен гражданскими самолетами, однако до кризиса порядка 50% выручки он также получал по линии NASA и Пентагона, а сегодня — свыше половины.
В пользу Northrop Grumman говорит то, что компания лидирует в производстве сверхбыстрых боевых самолетов и имеет опыт проведения гражданских суборбитальных проектов. У Northrop Grumman большой портфель научных разработок, связанных с доставкой в космос высокоточного оборудования. Лунный проект «Артемида» будет обслуживаться на кораблях именно ее производства. По мультипликаторам Northrop Grumman сейчас на 38% дешевле своей справедливой стоимости, ее акции держатся в боковом тренде с весны, так что имеют все шансы выстрелить одними из первых, как только рынок нормализуется.
Lockheed Martin тоже в хорошей финансовой форме. Компания не сбавляла оборотов в этом году, набирая заказы от правительства США и их союзников. Последние четыре квартала — лучше ожиданий и по выручке, и по прибыли. Lockheed Martin имеет прочные позиции в ракетостроении, на ее двигателях полетят к Луне корабли Northrop Grumman. Как и другие компании своего сегмента, Lockheed Martin сейчас торгуется на бирже очень дешево. Консенсус-прогнозы дают потенциал прироста акций около 25%.
Boeing — более рискованная фишка, но в перспективе тоже высокодоходная. Космос приносит компании в лучшем случае шестую часть выручки, поэтому успехи на орбите могут быть перекрыты слабыми продажами неудачной 737 MAX — основной модели в текущей гражданской линейке авиагиганта. Тем не менее компания тесно работает с NASA в части обслуживания МКС и имеет планы по исследованию глубокого космоса. В партнерстве со SpaceX и Lockheed Martin компания сейчас запускает малые военные спутники по заказу Минобороны США. Вследствие проблем компании и общего падения гражданской авиации дисконт в акциях Boeing сейчас составляет как минимум 20%.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье