«Перфекционизм, а не экспансия». Nintendo может стать топом на гейм-рынке
Пока весь мир спорит, что круче — PlayStation 5 или Хbox X/S, инвесторы могут заработать на росте рынка видеоигр. Для этого не нужно покупать акции Microsoft или Sony. Многие забыли о существовании компании, которая продала 13 млн игровых приставок в 2020 году.
Давайте проанализируем бизнес самой старой (основанной в 1889 году) компании индустрии видеоигр — Nintendo. Он состоит из трех частей: железа (игровые приставки), софта (игры и сервисы) и интеллектуальной собственности.
Большинство рынков стремится к дуополии (Apple и Android, Coca-Cola и Pepsi, Visa и Masterсard), и игровые приставки не исключение. В декабре люди выбирают подарок: PlayStation или Xbox (или просто фотографируются с коробками). Nintendo Switch не ставит такой дилеммы перед покупателями. Согласно опросу, 40% обладателей Switch имеют в доме другие консоли. Обладатели PS не станут покупать Xbox, и наоборот. А Switch докупят.
Большинство игр на Xbox и PS имеют рейтинг M (18+). Практически у всех игр Nintendo возрастные ограничения отсутствуют. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок ставил хэдшоты в Call of Duty или сбивал пешеходов в GTA 5, Nintendo — ваш единственный выбор.
Nintendo Switch — гибридная приставка. Можно играть на ходу или в транспорте, используя сенсорный экран; придя домой, подключить к телевизору и продолжить игру с того же места. Sony в 2019 году приостановил выпуск единственного потенциального конкурента — PS Vita.
Спустя четыре года после запуска Nintendo Switch показала рекордные продажи в октябре 2020-го с ростом в 136% (год к году). Глобальная пандемия сыграла на руку компании, и на «Амазоне» уже несколько недель Sold Out.
Nintendo анонсировала выпуск нового Switch в 2021 году. Скорее всего, мы увидим поддержку 4K и мощный процессор, который даст возможность большему количеству сторонних разработчиков переносить свои игры на платформу.
Переход от продаж физических копий игр к цифровым — ключевой тренд в индустрии. Часть консолей нового поколения от Sony и Microsoft не имеют дисководов. Причина — в высокой маржинальности цифровых копий.
В 2020 году цифровые продажи Nintendo выросли по сравнению с прошлым годом на 71,8% и теперь составляют примерно половину от всех продаж. Один из ключевых драйверов роста — подписка Nintendo Switch Online. Это платный сервис, который позволяет играть онлайн, открывает доступ к коллекции классических игр Nintendo и дополнительным скидкам.
В марте 2019 года Nintendo впервые раскрыла данные о количестве подписчиков сервиса. Аудитория составила 9,8 млн. В течение следующих 18 месяцев эта цифра выросла до 26 млн. Доля подписчиков равна 40% от общего количества обладателей консоли и оставляет компании потенциал для роста.
По примерным оценкам, сервис генерирует $500 млн в год — 20% всех цифровых продаж. Катализатором роста подписчиков стал выход главной игровой сенсации этого года Animal Crossing — New Horizons (15 млн копий, самая продаваемая игра на Switch).
Nintento обладает одной из самых ценных коллекций интеллектуальной собственности (IP) в индустрии видеоигр: Mario, Zelda, Pokemon, Donkey Kong и т. д. Основным способом монетизации IP на протяжении последних 40 лет было производство видеоигр, поэтому японскую компанию часто критиковали за консерватизм. Но после назначения нового президента в 2018 году компания запустила несколько проектов и на других направлениях:
- рекордное количество коллабораций с другими брендами в 2020 году (Lego, Puma, Champion, Hasbro, Levis);
- намеченный на 2022 год выход анимационного фильма про Марио. Последний (и единственный) раз Nintendo пробовала зайти в кино в 1993 году, фильм с треском провалился. В этот раз партнером выступит Universal Pictures;
- компания анонсировала открытие парков развлечений Nintendo World совместно с Universal в Японии и США. Запуск парка в Токио состоится 4 февраля 2021 года.
Потенциальным инвесторам стоит помнить, что в списке активов компании также фигурируют доли в:
- The Pokemon Company International (33% акций) — предоставляют лицензии на использование покемонов в продуктах других компаний;
- Niantic (20%) — мобильный разработчик Pokémon Go и Harry Potter: Wizards Unite. Если вы думаете, что хайп вокруг покемонов уже в прошлом, вы ошибаетесь. Фанаты все еще охотятся за Пикачу, и компания заработала на них $1 млрд в 2020 году (рост +11% по сравнению с 2019 годом). Общая выручка с момента запуска игры в 2016 году составила $3,6 млрд;
- Bandai NAMCO (2%) — разработчики Tekken, Dark Souls и старичка Pacman. Оценка компании — $18 млрд.
Основной риск заключается в консерватизме японского гиганта. Компании потребовалось 40 лет для того, чтобы начать развиваться за пределами рынка видеоигр. Мы видим следующие риски при инвестициях в Nintendo:
- успехи в разработках и применении вакцин от COVID-19;
- резкое падение продаж Nintendo Switch;
- рост популярности игровых контроллеров для мобильных устройств и облачных игровых сервисов;
- перенос запуска парков развлечений;
- проблемы на рынке мобильных игр после провала Super Mario Run и Mario Kart Tour;
- отсутствие интереса к продуктам Nintendo среди поколения, которое выросло на Minecraft, Roblox и Fortnite.
5 ноября компания отчиталась о росте операционный прибыли на 51% год к году. По оценке JPMorgan, это означает реализацию самых оптимистичных сценариев. Теперь инвесторы ждут новых успехов в 2021 году. COVID-19 сильно увеличил базу новых пользователей, что должно положительно повлиять на будущую выручку.
Nintendo нельзя назвать дешевой по сравнению с японскими IT-гигантами, но в мире нет ни одной аналогичной по структуре бизнеса компании. Sony и Microsoft охватывают более широкую аудиторию, и игры не являются их единственным бизнесом. Если взглянуть на показатель P/B, который демонстрирует, насколько переоценен собственной капитал в цене акции, то тут Nintendo находится на нижней границе оценки своих европейских и американских коллег. ROE в 21,9% является хорошим показателем по возврату инвестиций на акцию, Nintendo занимает одну из лидирующих позиций в мире по этой метрике.
Дивиденды в 2,5% годовых при отрицательных ставках в Японии дают крупным фондам дополнительный стимул держать эти акции.
Современные компании часто масштабируют бизнес за счет слияний и поглощений. Disney купил Pixar для овладения технологией 3D-анимации и приобрел права на множество персонажей Marvel и Star Wars. Activision Blizzard ворвалась на рынок мобильных игр после поглощения King Digital (создателя игры Candy Crash) за $6 млрд. Список покупок Tencent или Microsoft займет целую статью.
Nintendo вряд ли пойдет по этому пути. Она не хочет быть Disney, Tencent или Activision Blizzard. Важно понимать, что некоторым компаниям успех приносит перфекционизм и улучшение собственных продуктов, а не экспансия ради роста любыми способами.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье