Акции NIO взлетели в 12 раз за год. Продолжит ли расти «Tesla для бедных»
Стоимость бумаг 17 января 2020 года: $4,67 за акцию
Стоимость 15 января 2021 года: $56,27 за акцию
Динамика: +1105%
Причина роста: мода на электрокары, глобальный курс на чистые источники энергии
Перспективы: новые технологии, возможный выход на массовый рынок
Риски: убыточность, высокая конкуренция
Акции китайского производителя электромобилей NIO за последний год подорожали на 1105%. Резкий рост стоимости сделал NIO пятым по величине производителем автомобилей в мире с капитализацией $87,72 млрд. На своем пути вверх компания оставила позади таких видных представителей отрасли, как Daimler и General Motors.
Однако настолько невероятная динамика котировок вызвала серьезные опасения. Даже самая хайповая компания 2020 года — Tesla — подорожала на 743%. Многие участники рынка полагают, что акции NIO сильно переоценены и могут обвалиться в любой момент. Разбираемся, так ли это.
NIO основал в 2014 году Ли Бин, он же Уильям Ли — этот псевдоним китайский бизнесмен взял для общения с западными коллегами. Новорожденную компанию поддержали такие бизнес-гиганты, как Baidu, Alibaba и Tencent.
Первоначально компания называлась NextEV. Cразу же после основания она развернула дорогостоящую рекламную кампанию, начав участвовать в гоночном чемпионате «Формула-Е» для машин с электромотором. В первом же сезоне китайцы стали чемпионами.
Первая модель электрокара для продажи дебютировала в 2016 году. Это была двухместная спортивная автомашина на электрической тяге — на тот момент самый быстрый электромобиль в мире. В день презентации на свет появился бренд NIO, а машину назвали NIO EP9. Всего NIO изготовила 16 таких автомашин. Первые шесть из них продали по £2,5 млн каждую.
NIO вышла на IPO на Нью-Йоркской фондовой бирже в сентябре 2018 года — первая среди аналогичных компаний Китая. Уильяма Ли называют крестным отцом китайской индустрии электромобилей и «китайским Илоном Маском». На 15 января 2021 года Forbes оценивал его состояние в $9,2 млрд.
Акции NIO не торгуются на российских биржах. В то же время бумаги можно купить у некоторых брокеров, если у вас есть статус квалифицированного инвестора.
Отсутствие прибыли
NIO до сих пор убыточна. Львиную долю от выручки NIO «сжирает» себестоимость электромобилей. В третьем квартале 2020 года она составила $580,3 млн при выручке $666,6 млн. Оставшуюся прибыль перекрыли операционные издержки (-$225,6 млн), из которых $87 млн компания пустила на НИОКР.
Впрочем, убыточность — не редкость для стартапов в первые годы развития. Инвесторы это понимают и покупают акции в расчете на будущий рост финансовых показателей. К тому же выручка NIO неуклонно растет, а убытки снижаются — проект понемногу сокращает себестоимость и берет под контроль издержки.
Еще одной проблемой для NIO до недавнего времени был затяжной спад на автомобильном рынке Китая. В 2019 году продажи электромобилей в стране снизились на 4% по сравнению с предыдущим годом — до 1,21 млн автомобилей. Пандемия коронавируса еще больше ударила по китайским автопроизводителям: в первом квартале общие продажи в секторе упали на 43%.
На фоне строгой изоляции населения поставки машин NIO за первые три месяца 2020-го обвалились вдвое — до 3838 единиц против 8224 единиц в предыдущем квартале. Компания была близка к банкротству.
Однако уже во втором квартале продажи показали мощный отскок — по окончании карантина спрос на электромобили в Китае резко взлетел. Результаты более чем обнадеживают — в четвертом квартале 2020-го продажи NIO выросли на 111% — до рекордного максимума 17,4 тыс. машин. К тому же компания получила финансирование от государственных инвесторов — примерно $1,4 млрд.
На конец третьего квартала на счетах NIO скопилось $2,85 млрд наличности, что примерно на $1,5 млрд превышает сумму краткосрочных и долгосрочных долгов. Годом ранее чистый долг NIO превышал $1 млрд.
Высокая конкуренция
Конкуренция в сегменте электромобилей Китая невероятно высока. На апрель 2019 году в стране было зарегистрировано около 500 таких стартапов. А в 2020 году на китайском рынке закрепилась Tesla, построив там свой завод.
Среди китайских автопроизводителей ближайшими конкурентами NIO являются Li Auto и Xpeng, а также крупнейший производитель электромобилей в Китае и четвертый в мире — BYD. В четвертом квартале 2020 года BYD продал 77,1 тыс. электрокаров, что на 73% больше, чем NIO, Li Auto и Xpeng вместе взятые.
Но главным конкурентом NIO все же считается Tesla: ожидается, что на китайском рынке новый седан NIO будет соперничать с Tesla Model Y. В самой NIO, впрочем, не «рассматривают Tesla как главного конкурента». Цель NIO на ближайшие годы — вытеснить с рынка «бензиновых» автопроизводителей, говорит гендиректор компании, имея в виду, в частности, внедорожники BMW X3 и Audi Q5.
Заинтересованность правительства Китая
На китайском рынке места хватит всем действующим игрокам — и Tesla, и NIO, и BMW, и представителям других брендов, считает аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Валерий Емельянов. Эксперт отмечает, что этому поможет программа субсидирования производства электромобилей. Ожидалось, что она завершится в конце 2020 года, но власти Китая продлили ее до 2022 года.
У себя на родине компанию NIO называют «Вэйлай» («голубое небо все ближе»), и не без оснований. «Вэйлай» — напоминание о загрязненном воздухе, скрывающем цвет неба. В Китае ожидают, что электромобили постепенно заменят бензиновые машины на дорогах страны, а это очистит воздух. По расчетам властей, к 2025 году доля электромобилей в общем объеме продаж авто достигнет 20% против 5% на данный момент.
Инновации
9 января компания провела четвертый ежегодный День NIO. На нем она взорвала общественность новостью о своем сотрудничестве с производителем микропроцессоров NVIDIA. Производитель рассказал, что с 2022 года переведет весь свой модельный ряд на новейшие чипы Orin от NVIDIA.
Эти устройства отвечают за автопилотирование — самую сложную часть программной начинки электромобилей. Каждая отдельная микросхема Orin способна обрабатывать до 254 трлн операций в секунду. Для сравнения, чип собственной разработки Tesla выдает лишь 144 трлн операций в секунду. Машины NIO будут работать на четырех чипах, то есть общая производительность превысит 1000 трлн операций в секунду. Это сопоставимо с реакцией человеческого мозга.
Завод NIO в Хэфэ́й в провинции Аньхой КНР
NIO также представила аккумулятор большей емкости — на 150 кВт⋅ч, которая позволяет проехать около 1000 км без подзарядки. Ранее компания использовала аккумулятор на 100 кВт⋅ч. На аккумуляторе Tesla электромобиль проезжает около 425 км для стандартной версии и около 570 км для версии с большим запасом хода.
При этом NIO выступает за замену батарей как более быструю альтернативу подзарядке. Компания зарегистрировала несколько сотен патентов этой технологии, доведя скорость замены батарей до нескольких минут, что в несколько раз быстрее самой быстрой подзарядки.
В такой технологии есть еще один плюс — по мере совершенствования аккумуляторов владелец авто может заменять их на новые, а не ездить на морально устаревших. Сейчас NIO строит станции по замене батарей. На текущий момент станций уже 177, а к концу года планируется увеличить их число до 500, сообщил Ли.
Но главным событием Дня NIO стал новый люксовый седан ET7. В компании сравнили его с уютной гостиной с новыми возможностями автономного вождения и дополнительными функциями — такими как сиденья, которые могут сделать массаж.
Возможный выход на массовый рынок
Сейчас NIO представлена на рынке моделями премиум-класса — в ее активе три внедорожника по цене свыше $46,2 тыс. и недавно представленный седан ET7, стоимость которого составит от $69,2 тыс. до $81,2 тыс. в зависимости от конфигурации.
Все это не позволяет NIO претендовать на место на массовом рынке электромобилей. Для сравнения, стоимость Tesla Model 3 после субсидий составляет около $38,65 тыс. Правда, недавно гендиректор NIO Уильям Ли заявил, что не исключает выхода на массовый рынок электромобилей — но под другой торговой маркой.
«По мере развития технологий электромобилей и снижения стоимости аккумуляторов мы, возможно, выйдем на массовый рынок. Но определенно не с брендом NIO», — заявил журналистам Ли, не сообщив подробностей.
Тем не менее NIO уже сейчас может получать субсидии от государства, несмотря на стоимость ее машин выше необходимого порога в $46,4 тыс. Субсидии даются на более дорогие машины, только если у них — как у NIO — предусмотрена возможность замены батарей.
Динамика акций NIO пока больше походит на хайп, но именно среди китайских компаний стоит искать будущих лидеров перерождения отрасли. Поэтому долгосрочный инвестор вполне может рассматривать NIO для своего портфеля, но «лучше в рамках более широкого пакета акций автопроизводителей новой волны», советует управляющий партнер EXANTE Алексей Кириенко.
«Пока же стоит воспринимать NIO как своего рода «аналог Tesla для бедных», но не в плане производимой продукции, а как акцию для тех, кто хочет сделать ставку на электромобили, но не решается покупать акции Tesla около $850 после восьмикратного роста за год. NIO выросла сильнее — примерно в 12 раз — но это больше походит на начало долгого пути вверх», — пояснил эксперт.
Инвестиционный стратег компании «Алор Брокер» Павел Веревкин сравнивает текущую ситуацию с истерией вокруг интернет-компаний конца 1990-х и советует быть осторожными с акциями производителей электрокаров.
«При капитализации NIO около $88 млрд компания все еще приносит убыток более $1 млрд. И даже в случае, если NIO удастся выйти на прибыль, ей потребуются титанические усилия, чтобы оправдать свою капитализацию. Покупая подобные компании, стоит трезво осознавать, что это хайп, и сколько он еще продлится — никто не знает», — предупредил эксперт.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье