Вложить и заработать после пандемии: 4 перспективные отрасли
В период пандемии коронавируса некоторые отрасли экономики сильно пострадали. Локдаун вынудил людей сидеть по домам, отказаться от походов в рестораны, кино, поездок за границу и многих других привычных вещей. Но с появлением вакцин экономика постепенно восстанавливается.
«РБК Инвестиции» спросили у экспертов, в какие отрасли лучше всего вложиться, чтобы заработать на восстановлении российской и мировой экономики после пандемии.
Аналитик «Фридом Финанс» Валерий Емельянов полагает, что бумаги компаний, которые ускорили цифровую трансформацию после пандемии, сбавят обороты, хотя и продолжат расти — например, удаленные сервисы и интернет-реклама.
Аналитик «Финам» Юлия Афанасьева считает, что интернет-торговля, а также IT-разработчики, которые обеспечивают удаленную работу и ее безопасность, будут по-прежнему актуальны. Схожие отрасли назвал и эксперт по фондовому рынку «БКС Мир инвестиций» Павел Гаврилов: электронная коммерция, полупроводники, электромобили, высокотехнологичные компании.
Перспективными продолжают оставаться новые технологии, Big Data, искусственный интеллект, считает Владимир Потапов, главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции» и старший вице-президент ВТБ. По его словам, также стоит обратить внимание на социальные сети, платежные системы, производителей полупроводников — незаменимой составляющей «умной» техники.
«Мир все больше движется в сторону цифровых технологий. Как это банально ни звучит, но лучшая инвестиция — это акции компании, сочетающей в себе рост от здоровой социальной жизни вокруг с движением в сторону цифрового мира», — отметил начальник управления анализа рынков «Открытие Брокер», эксперт «Открытие Resеarch» Антон Затолокин.
Куда вложиться: по мнению Затолокина, среди российских компаний такими свойствами обладает «Яндекс» благодаря мощным сегментам бизнеса: интернет-рекламы и такси. Акции компании стоят недешево, но в долгосрочной перспективе у нее есть все шансы остаться одним из технологических лидеров России, полагает Затолокин.
Для снижения рисков и диверсификации портфеля можно выбирать биржевые фонды (ETF). Гаврилов выделил фонды от управляющей компании FinEx:
Валерий Емельянов из «Фридом Финанс» полагает, что сейчас стоит обратить внимание на сегменты, которые еще не попали в поле зрения основной массы инвесторов.
«Например, как ни странно, это отрасль здравоохранения. Из-за пандемии она была недофинансирована на протяжении целого года: частные клиники были вынуждены закрываться, у страховых компаний сократился приток премий, снизились продажи медицинских инструментов и оборудования», — пояснил Емельянов.
Емельянов отметил, что из крупных американских компаний с капитализацией более $10 млрд большинство самых неодооцененных — это больницы, страховщики и аптеки.
Афанасьева видит перспективы в производителях лекарств, которые сейчас делают ставку на разработки препаратов против коронавируса и его последствий, а не на вакцины. Карта с производителями вакцин на рынке уже разыграна, сказала она.
Куда вложиться: по мнению Емельянова, среди качественных и недооцененных медицинских компаний можно выбрать аптечную сеть CVS, страховую компанию Cigna и провайдера медуслуг Universal Health Services. Эксперт отметил, что все они доступны на Санкт-Петербургской бирже.
Квалифицированные инвесторы могут выбрать зарубежные биржевые фонды. По словам аналитика, они включают в себя не только эти бумаги, но и многие другие достойные акции из сферы здравоохранения:
Health Care Select Sector SPDR Fund (тикер XLV, активы на $24,6 млрд) — это самый ликвидный и крупный из подобных фондов, считает Емельянов. «Правда, в его портфеле присутствуют крупные фармкомпании, которые из-за истории с вакцинами имеют сейчас ограниченный потенциал. Например, Johnson & Johnson и Pfizer. Их лучше брать отдельно на снижении», — отметил эксперт.
Более точечный и потенциально более доходный вариант инвестирования — это фонды, которые сфокусированы на провайдерах медуслуг и поставщиках медицинского оборудования, полагает аналитик. Например, iShares U.S. Medical Devices (IHI) и iShares U.S. Healthcare Providers (IHF).
Емельянов также выделил финансовый сектор как «еще одну отрасль роста на ближайшее будущее». Банки положили в резервы значительную часть прошлогодней прибыли, чтобы застраховаться от потерь по кредитам из-за роста заболеваемости и безработицы. Однако волны дефолтов не произошло.
Дефолт — это невыплата долга или процентов по нему. Дефолт могут объявить не только обычные люди, но также компании и государства. Если в стране обесценилась валюта, то она не может расплатиться с внешними и внутренними долгами.
«Пандемия мягко обошлась с финансовыми компаниями: инвестиционные подразделения хорошо заработали на трейдинге, а платежные и финтех-сервисы сильно расширили клиентскую базу», — отметил аналитик «Фридом Финанс».
Денег в экономике стало больше, после пандемии люди будут чаще переводить и зачислять средства на счета. Реальные ставки растут вместе с инфляцией, а инвестиционная активность не снижается, рассказал эксперт.
Реальная процентная ставка — это процентный доход, из которого вычли инфляцию. Он показывает покупательную способность денег инвестора.
Куда вложиться: по мнению Емельянова, в 2021 году могут вырасти бумаги платежных систем PayPal и Visa, а также банков JPMorgan и Citigroup. Они торгуются на Санкт-Петербургской бирже и доступны неквалифицированным инвесторам.
Тем, у кого есть выход на зарубежные площадки, стоит обратить внимание на диверсифицированные фонды банковского и финансового секторов, считает аналитик. Например, Financial Select Sector SPDR Fund (XLF) и Invesco KBW Bank ETF (KBWB).
«За пределами США интересный сейчас сегмент — это облигации развивающихся стран. Не акции, которые явно перегреты из-за ажиотажа вокруг Китая, а именно долговые бумаги», — рассказал Емельянов.
Из-за пандемии коронавируса во всех государствах дефициты бюджетов достигли многолетних рекордов. Долги развитых стран относительно ВВП выше, однако риски там меньше. А чем меньше риск, тем ниже доходность.
Поэтому хорошо заработать сейчас можно только на бумагах крепких «середнячков», полагает эксперт. Например, Бразилии, ЮАР и Мексики. По мнению аналитика, эти страны вряд ли скатятся в дефолт, но готовы платить купоны по ставкам вдвое и втрое выше долларовой инфляции.
Куда вложиться: неквалифицированные инвесторы в России могут вложиться в облигации развивающихся стран только с помощью классических паевых фондов. Пример такого фонда — «Долговые рынки развивающихся стран» от банка «Уралсиб».
Он вкладывается только в государственные бумаги и инвестирует в американский iShares J.P. Morgan USD Emerging Markets Bond ETF (EMB), повторяя его динамику за вычетом собственной комиссии. В ETF входят облигации Катара, Саудовской Аравии, Турции, России, Филиппин и других государств.
Квалифицированные инвесторы могут купить этот ETF самостоятельно. Это самый крупный в мире фонд на бонды развивающихся стран. Купонный доход, выплачиваемый в виде дивиденда, у него составляет сейчас 4% годовых в долларах.
Кроме того, эксперт советует присмотреться к менее крупному фонду VanEck Vectors J.P. Morgan EM Local Currency Bond (EMLC). Его дивиденд составляет 5% и потенциал роста выше, отметил аналитик. EMLC в отличие от EMB инвестирует в облигации, выпущенные в местных валютах.
«Сейчас большинство валют развивающихся стран недооценено на 5-10%, поэтому помимо купонов в этом году фонд местных бондов может дополнительно принести 5-10% прироста», — сказал Емельянов.
Мнение о том, что после пандемии акции таких секторов, как транспорт, авиакомпании, сфера туризма и отельный бизнес, взлетят в цене — самое распространенное. Однако от них можно ждать только краткосрочного роста — такая возможность подходит лишь спекулянтам, которые вкладываются лишь на несколько месяцев, заявила Юлия Афанасьева.
«Пандемия действительно серьезно подкосила указанные отрасли, но их упадок начался за несколько лет до появления коронавируса. Вряд ли после пандемии интерес к услугам и товарам компаний из указанных отраслей будет стабильно расти. Всплеск, а потом, если ничего глобально не изменится в их подходе к ведению дел — откат в прошлое», — сказала Афанасьева.
По мнению Валерия Емельянова, самые очевидные инвестиционные идеи, связанные с восстановлением после COVID-19, по большей части уже отыграны.
«Акции авиакомпаний, нефтяных корпораций, автомобильных компаний, ресторанов и отельных сетей, которые сильнее прочих пострадали из-за локдаунов, сейчас уже нельзя назвать недооцененными», — отметил он.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»
Материалы к статье