Tesla или старый добрый Volkswagen: кто станет лидером рынка электрокаров
В последние годы вопросы экологии, глобального потепления и загрязнения воздуха занимают в мировой повестке все больше места — снизить объем выбросов загрязняющих атмосферу веществ стремятся как рядовые потребители, так и государства. В этих условиях инвесторов все чаще интересует вопрос о дальнейшем развитии рынка автомобилей. Для удовлетворения экологического запроса и поддержки устойчивого развития важно разрабатывать и использовать альтернативные источники энергии для передвижения. Это предполагает переход на более экологичный вид транспорта — электромобили.
Сейчас на рынке традиционных автомобилей установились довольно высокие цены и сохраняется дефицит во многих странах. На фоне пандемии произошло некоторое снижение производства и покупок новых автомобилей в прошлом году. По данным Bloomberg, в 2019 году было произведено более 90 млн автомобилей и легковых транспортных средств по всему миру, в 2017–2018 годах — более 95 млн, а в 2020 году данный показатель упал до 60 млн штук.
В связи с пандемией COVID-19 многие производители приостанавливали производство в прошлом году. Более того, на рынке наблюдается тенденция устаревания парка. Средний срок службы автомобиля за последние десять лет вырос примерно на год.
Оживление большинства экономик, снятие ограничений, стареющий парк и нежелание людей пользоваться общественным транспортом вызвали активный спрос на автомобили, который производители не могут удовлетворить в силу производственных ограничений и проблем с поставками некоторых комплектующих. Так, например, сохраняется дефицит предложения на рынке полупроводников. В связи с этим, по законам спроса и предложения, наблюдается рост цен как на новые, так и на б/у автомобили по всему миру.
Спрос на электромобили в целом продолжает показывать опережающие темпы роста, несмотря на пандемию. В большинстве стран мира ужесточаются экологические стандарты, которые высокими штрафными санкциями стимулируют производителей к созданию более экологичных транспортных средств. Правительства принимают стимулирующие программы субсидирования покупки электромобилей в виде бесплатных парковок или, например, внедрения зарядной инфраструктуры.
Согласно данным EV volumes, Европа в прошлом году вышла на первое место по продажам электромобилей — было продано 1,4 млн авто, что на 137% больше, чем в 2019 году. Европейский рынок занял 43% глобальных продаж электромобилей в 2020 году против 26% в 2019 году.
На уровне стран самые крупные продажи были в Китае (1,3 млн), Германии (0,4 млн), США (0,3 млн), Франции и Великобритании (по 0,2 млн). Продажи в Китае в первом полугодии прошлого года были крайне слабыми из-за коронакризиса и по итогам года выросли лишь на 12%. В то же время продажи электрокаров в США выросли на 4%, в основном за счет реализации Model-Y от Tesla. Компания расширила свое доминирование в секторе, ее доля на рынке гибридных машин составляет 62%, а на рынке аккумуляторных электрокаров — 79%.
Главный фактор, сдерживающий еще более быстрое развитие рынка электрокаров, — это по-прежнему более высокая стоимость владения авто по сравнению с обычными машинами. Несмотря на меньшие затраты по сравнению с классическим авто, а также субсидии со стороны государств, стоимость, прежде всего аккумуляторов, делает электромашины дороже автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. По разным оценкам цена отличается на 20–30%.
По мере совершенствования технологии аккумуляторов данная проблема начнет исчезать. На сегодняшний день цена киловатт-часа аккумуляторной мощности в среднем составляет около $150. Паритет в стоимости владения электромобилем и автомобилем с ДВС, по оценкам аналитиков, наступит при цене около $100 за киловатт-час мощности — это уровень, который может быть достигнут в 2023–2025 годах. Помимо электромобилей, также развивается сегмент автомобилей на прочих альтернативных экологичных видах топлива, в частности с применением водорода. Но сегодня эта технология также дороже для потребителя и требует существенных затрат на инфраструктуру.
В целом, по прогнозам мировых экспертов, с текущим темпом снижения стоимости владения к 2030 году доля электрокаров в продажах составит около 50% всего авторынка.
Согласно данным из отчета IEA, в 2020 году количество электромобилей в мире, включая гибридные авто, увеличилось на 41% и превысило отметку в 10 млн штук, из которых 4,5 млн приходится на азиатский рынок. Азиатско-Тихоокеанский регион считается самым высоким источником дохода для этого рынка.
Однако по темпам ростам Европа уже обогнала Китай, достигнув отметки в 3,2 млн штук в производстве электрокаров. Всплеск регистрации электромобилей связан со стимулирующими мерами европейских государств: введением новых стандартов выбросов CO2 и программами субсидирования покупки экологичного транспорта.
Вероятно, рынки Азиатско-Тихоокеанского региона, североамериканский и европейский рынки останутся быстрорастущими сегментами благодаря правительственным инициативам и относительно высокому уровню располагаемых доходов потребителей.
На данный момент лидеры классического рынка авто — такие как Volkswagen, General Motors, Ford и Toyota — уделяют очень большое внимание переходу на «новые» авто и инвестируют в это существенную долю капитальных средств. Даже Harley-Davidson представил линейку собственных электромотоциклов. В Китае сильные позиции следует отметить у таких компаний, как Nio, Xpeng, BYD и Geely.
Tesla Motors по-прежнему принадлежит большая доля рынка продаж электрокаров — 14% в первом квартале 2021 года. Второе место занимает SAIC-GM с долей продаж 9%. Volkswagen замыкает тройку лидеров с долей 6%, по данным InsideEVs. Также можно выделить производителей инвертеров, полупроводников — таких как Infenion и NXP.
Крупнейшие компании по производству комплектующих — Magna, Valeo, Borgwarner, Aptiv и Continental — уделяют большое внимание электрификации, автономизации, активной безопасности и системам развлечений в автомобилях. Мы видим потенциал роста этого рынка на следующие пару десятилетий.
Согласно отчету Goldman Sachs, целевой рынок для данных направлений вырастет в разы на горизонте 10–20 лет. Доля продаваемых электромобилей и полных гибридов к 2030 году может достичь 40–50% против текущих 4–5%. Ключевые игроки продолжат занимать доминирующие позиции на рынке автомобилей и будут играть активную роль как в переходе на новые источники энергии, так и в превращении легкового транспортного средства в роботизированный гаджет.
Лидеры автопрома, производящие сейчас миллионы автомобилей по всему миру, обладают существенным уровнем капитала и высоким уровнем доверия к брендам для активного вхождения в новые сегменты. С другой стороны, их будут всеми силами теснить инновационные игроки, только строящие свои бренды и находящиеся в начале мировой экспансии.
Фундаментальные возможности роста и создания инвестиционной стоимости есть с обеих сторон баррикад. С одной стороны, такие игроки, как Volkswagen, General Motors, Ford, оценены с существенным дисконтом к быстрорастущим игрокам новой волны. Так, показатель Р/Е для Volkswagen равен 8,11; для Ford — 14,8; для General Motors — 9,54 против 691,23 у Tesla. Инвестиционная привлекательность этих компаний заключается в возможности увеличения доли в быстрорастущих и потенциально более маржинальных сегментах.
С другой стороны, находятся игроки-революционеры, «дизрапторы», меняющие нашу жизнь и показывающие высокие темпы роста. Они зачастую имеют очень высокий уровень оценок как в текущих ценах на акции, так и в прогнозах дальнейшего развития. Уровень потенциальной доходности у таких компаний может быть выше, но риск и волатильность в данном случае также растут.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье