Средняя продолжительность жизни человека за последние 100 лет выросла более чем в два раза. Лидером по расходам на здравоохранение является США, где на каждого жителя тратится более $10 тыс. в год. Глобальная фармацевтическая индустрия генерирует $1,2 трлн выручки в год, а компании сектора здравоохранения занимают порядка 14% индекса S&P 500, что является вторым по весу в составе индекса широкого рынка после сектора информационных технологий.
Сектор здравоохранения включает в себя все, что связано с расходами на здоровье человека: научно-исследовательскую деятельность, производство лекарств, дистрибуцию, обслуживание и лечение пациентов, страхование и прочие сопутствующие услуги.
Расходы стран на здравоохранение сильно разнятся. Так, например, в России в 2020 году они составили 5,3% от общей доли ВВП, а в США — 17,1% от ВВП. Согласно последнему докладу ВОЗ, в среднем расходы стран на здравоохранение составляют около 10% от ВВП. В Европе данный показатель находится в пределах 5–12%, но траты постоянно растут. Фармацевтическая индустрия имеет колоссальный инвестиционный потенциал. Поэтому мы выбрали компании, которые могут стать бенефициарами развития данного рынка, а также ETF-фонды, которые помогут инвесторам принять участие в развитии фарминдустрии.
Одной из крупнейших компаний сектора является Abbvie, имеющая в своем портфеле ряд препаратов, которые применяются в иммунологии (Humira), онкологии (Imbruvica), эстетической медицине и неврологии (Botox). Humira, применяемая для лечения иммуновоспалительных заболеваний (ревматоидного артрита, активного псориатического артрита, активного анкилозирующего спондилита, болезни Крона и т. д.), является наиболее продаваемым препаратом в мире — объем продаж в 2020 году достиг $19,832 млрд, что составляет 43% всех продаж компании. Чистая выручка от продаж Humira в США увеличилась на 8,4% и составила $16,11 млрд, а на международном уровне чистая выручка Humira достигла $3,72 млрд.
Основным рынком для Abbvie являются США, где генерируется более 75% прибыли компании. В то же время компании удалось вывести на рынок новые лекарственные средства Skyrizi (используется для лечения пациентов с умеренным и тяжелым бляшечным псориазом) и Rinvog (для лечения взрослых с активным ревматоидным артритом), которые продемонстрировали улучшенные показатели эффективности и безопасности. Так, за прошлый год глобальная чистая выручка от продаж Skyrizi составила $1,59 млрд, а мировая чистая выручка от продаж Rinvoq — $731 млн. Несмотря на высокий долг компании в $143,7 млрд и вышеуказанные риски, высокий уровень дивидендов в 4,91% будет обеспечен текущими продажами и высоким уровнем рентабельности в среднесрочной перспективе. C начала 2021 года акции компании выросли на 13,4%, до максимума в $121,53 за акцию без учета выплаченных дивидендов.
Еще одной из крупных мировых фармацевтических компаний является Merck. Корпорация обладает портфелем запатентованных лекарственных препаратов в различных областях: для лечений онкологических заболеваний, сахарного диабета, гепатита С, ВИЧ-инфекции, аутоиммунных заболеваний, болезней системы кровообращения и иных заболеваний. Главным драйвером роста компании является препарат Keytruda, применяемый для лечения шести видов рака и ряда других злокачественных новообразований. По результатам третьего квартала продажи препарата выросли на 22%, до $4,5 млрд, а за прошлый год — до $14,39 млрд, что составляет около 40% продаж компании. C начала 2021 года акции Merck увеличились почти на 16%, до $90,42 за акцию (на 2 ноября).
Мы убеждены, что препарат Keytruda достигнет пика ежегодных продаж на уровне $26 млрд и станет самым продаваемым препаратом в мире. Однако за исключением Keytruda мы не видим новых блокбастеров, способных занять существенную долю рынка в своих сегментах. Зависимость от развития одного успешного препарата, а также наличие сильных конкурентов создают риск недостаточной диверсификации бизнеса. Выделение сегмента по производству препаратов для женского здоровья в отдельную компанию Organon оказало давление на курс акций Merck, которые сегодня торгуются примерно с 14%-ным дисконтом к их справедливой цене по нашей оценке — 120$ за акцию.
Стремительный рост фармакологической отрасли привлекает внимание инвесторов. Однако фармацевтика — узкий и специализированный рынок. Именно поэтому инвестициями на ранних этапах занимаются в основном специальные венчурные фонды, имеющие достаточные ресурсы для анализа продукта и понимающие все риски. Частному инвестору сложно разобраться во всех тонкостях бизнеса фармацевтики самостоятельно.
Зачастую бизнес небольших компаний завязан на одной прорывной разработке, что делает ее будущий денежный поток крайне нестабильным и создает большую волатильность для их акций. Например, в августе 2021 года акции небольшой биотех-компании Cassava Sciences за один день обвалились на 30% на одних лишь опасениях по поводу качества исследований разработанного ею экспериментального препарата для лечения болезни Альцгеймера. А в ноябре эта ситуация повторилась из-за новости о начале расследования SEC.
Альтернативой выступают крупные фармкомпании, которым интересны проекты на более поздних стадиях, когда понятна эффективность нового лекарства, его безопасность и потенциальная ниша на рынке. Однако иногда даже крупные компании становятся объектами рыночной манипуляции по причине необъективной реакции на те или иные новости, связанные с их продуктами. Например, так произошло в прошлом году с Gilead и Pfizer, когда рынок излишне оптимистично реагировал на новости о препарате для лечения коронавируса Remdesevir. В течение следующих трех месяцев акции компании Pfizer скорректировались почти на 8%, бумаги Gilead — более чем на 20%.
На наш взгляд, частному инвестору, интересующемуся фармацевтическим сектором, на старте стоит обратить внимание на индексные фонды на акции фармацевтических компаний. В настоящий момент на американских биржах торгуются десятки разнообразных ETF, инвестирующих в сектор здравоохранения и фармацевтику. Один из старейших — Health Care Select Sector SPDR Fund, объем которого составляет более $30 млрд, за последние десять лет показал доходность 15,46% годовых. К крупным нишевым фондам относится iShares Biotechnology ETF, ориентированный исключительно на акции биотехнологических компаний, показавший впечатляющие 25,9% роста в 2020-м, но отстающий от широкого рынка в этом году.
Помимо индексных, на рынке присутствует немало фондов с активным управлением, доступных для квалифицированных инвесторов. Основная задача этих фондов — в долгосрочном периоде показать результат выше, чем у индексных, «пассивных», фондов. Эта цель может достигаться за счет регулярного изменения состава портфеля, использования различного рода хеджирующих инструментов или, наоборот, левереджа.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье