От Alibaba до Facebook: как сложилась судьба 5 громких IPO
Покупка акций на первичном публичном предложении акций (IPO) является излюбленным направлением инвестирования для частных инвесторов во всем мире, поскольку дает шанс на практически моментальный существенный рост цены приобретаемых бумаг. Почти всегда компании стараются найти для IPO благоприятный момент, в этом им помогают инвестбанкиры и консультанты, которые получают вознаграждение в основном в виде процента от суммы сделки.
Здесь перевес по уровню экспертизы находится явно на стороне команды продавца, то есть организаторов IPO. Частные инвесторы, участвующие в первичном размещении, делают ставку на то, что спрос на акции новой публичной компании будет существенно превышать предложение, толкая цены вверх. Профессиональные управляющие активами самостоятельно оценивают потенциал бизнеса и отрасли, в которой он работает, после чего принимают решения об участии в IPO.
Ниже мы привели несколько крупнейших в истории IPO на рынке США. Их долгосрочные результаты существенно разнятся и могут навести на мысли о том, как категоризировать размещения по составу продающих акционеров и мотивам, которые ими двигали.
IPO Alibaba объемом $21,8 млрд состоялось 19 сентября 2014 года на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и стало крупнейшим на тот момент в истории США. IPO прошло по верхней границе ценового диапазона, и в первый день торгов акции Alibaba в моменте дорожали более чем на 40%. Спустя четыре дня организаторы воспользовались своим правом купить дополнительные акции компании по цене размещения, в результате чего совокупный объем IPO вырос до $25 млрд, что сделало размещение крупнейшим в мире на тот момент за всю историю.
Акционеры продали примерно 15% капитала компании, Alibaba была оценена в $167,8 млрд, а в январе 2018 года стала второй азиатской компанией после Tencent, капитализация которой превысила $500 млрд. При этом в первые два с половиной года после IPO акции Alibaba колебались в широком диапазоне, и лишь весной 2017 года они начали уверенный рост. В рамках IPO были размещены 885,7 млн акций Alibaba, из которых почти 21 млн бумаг продали два сооснователя компании: Джек Ма (15,5 млн акций) и Джозеф Цай (5,2 млн акций). Крупнейшими продавцами стали Yahoo (140,3 млн акций) и сама Alibaba (123 млн акций). По состоянию на 8 ноября 2021 года котировки Alibaba выросли более чем в два раза с момента IPO.
Авторы статьи, опубликованной в «Бруклинском журнале корпоративного, финансового и коммерческого права», предполагают, что основатель компании Джек Ма выбрал NYSE, чтобы сохранить контроль над Alibaba. До проведения IPO организационная структура компании позволяла Джеку Ма и другому основателю Джозефу Цаю контролировать Alibaba, не владея большим процентом акций. Поэтому Ма решил отказаться от первоначальной идеи провести размещение в Гонконге и выбрал США, где разделение акционерного капитала на классы позволяет миноритарным акционерам сохранять контроль над публичными компаниями.
IPO Facebook объемом $16 млрд состоялось 18 мая 2012 года на бирже NASDAQ. Компания годами отклоняла предложения о выкупе и выходе на биржу. Например, в 2006 году интернет-холдинг Yahoo пытался купить Facebook за $1 млрд, но Марк Цукерберг отказался. В конечном итоге компания оказалась вынуждена провести IPO, так как число ее акционеров превысило 500 и со следующего года она должна была отчитываться перед Комиссией по ценным бумагам и биржам США (SEC).
Акции разместились по верхней границе ценового диапазона, быстро начали снижаться и в течение трех месяцев подешевели в два раза. Бумаги смогли уверенно превысить цену IPO и начать долгосрочный рост лишь в августе 2013 года. По состоянию на 8 ноября 2021 года рост акций Facebook с момента IPO составил почти 900%.
В рамках IPO было размещено 421,23 млн бумаг, или 17,7% от капитала: 180 млн продала сама компания, а остальные 241,2 млн — акционеры, включая Марка Цукерберга (30,2 млн акций), Джеймса Брейера и Accel Partners (57,7 млн акций), Питера Тиля (16,8 млн акций), Юрия Мильнера (45,7 млн акций), Goldman Sachs (24,3 млн акций) и Mail.ru Group (19,6 млн акций).
23 мая 2011 года IT-гигант Yandex привлек чуть больше $1,3 млрд, разместив почти 52,2 млн акций класса А по $25 за штуку (free float составил 16,2% без учета опциона организаторов). Акционеры получили от размещения $873 млн, компания — почти $366 млн, а комиссия организаторов (Morgan Stanley, Deutsche Bank Securities и Goldman Sachs) составила $65,2 млн ($1,25 на акцию, или 5% от цены IPO).
В ходе сбора заявок спрос превысил предложение более чем в 15 раз. Повышенный интерес инвесторов был связан с несколькими факторами. Во-первых, на тот момент в России было не так много публичных компаний из сектора IT (только Mail.ru Group, сейчас называется VK). Во-вторых, в размещении активно участвовали профильные фонды. И в-третьих, в то время рынок переживал настоящий бум технологических компаний. Все это позволило «Яндексу» провести успешное размещение по цене 23 прогнозных коэффициентов EBITDA за 2011 год.
Опционная программа Yandex охватывала примерно 270 сотрудников, из которых несколько десятков стали долларовыми миллионерами благодаря IPO. Таким образом, тот факт, что основные акционеры остались в капитале компании, дополнительно повысил ее привлекательность.
24 мая 2011 года бумаги «Яндекса» начали торговаться на NASDAQ: первая сделка того дня прошла по $35, последняя — по $38,84, а диапазон колебаний составил $30,55–42,01. При этом в первый час торгов акции взлетали на 40% с лишним относительно цены размещения.
Это IPO сложно назвать удачным с точки зрения дальнейшей динамики акций компании: в декабре 2011 года они опустились до $16,6, после чего восемь лет колебались в диапазоне $10–40. Лишь летом 2020 года бумаги ушли выше $50 и больше не опускались ниже этого уровня.
9 мая 2019 года сервис заказа такси Uber привлек в рамках IPO $8,1 млрд, разместив 180 млн акций по $45 за штуку (почти по нижней границе диапазона $44–50) и получив рыночную капитализацию примерно в $82 млрд. Это стало рекордным значением со времени IPO Alibaba в 2014 году, однако не дотянуло до $90–100 млрд, на которые Uber первоначально рассчитывал. По данным Wall Street Journal, размещение могло пройти и по более высокой цене, так как бумага пользовалась высоким спросом, однако компания предпочла более консервативную оценку, которая позволила продать акции максимально большому числу институциональных (долгосрочных) инвесторов, а не хедж-фондам и физическим лицам.
Однако, несмотря на хороший спрос и высокие ожидания, торги акциями Uber начались 10 мая с отметки $42 и завершились на уровне $41,57 — ниже цены размещения ($45). В период с 1991 года акции лишь восьми из 53 компаний, которые по результатам IPO получили капитализацию как минимум в $10 млрд, подешевели в первый день торгов. По данным профессора Университета Флориды Джей Риттера, убыток инвесторов, купивших бумаги Uber по цене IPO, составили на закрытии первой торговой сессии $617 млн, что стало рекордным значением как минимум с 1975 года.
Слабость размещения Uber можно объяснить тем, что на его момент многие фонды с Уолл-стрит уже являлись инвесторами компании. Кроме того, перед IPO вышли данные, которые указывали на замедление темпов роста бизнеса. Убыток сервиса такси за 12 месяцев до марта 2019 года включительно достиг $3,7 млрд.
После размещения доля менеджмента в капитале Uber сократилась с 33,9% до 26,4%, доля SoftBank — с 16,3% до 12,8%, доля Benchmark Capital Holdings — с 11% до 8,5%, доля Public Investment Fund — с 5,3% до 4,3%, а доля Alphabet — с 5,2% до 4,2%.
Через десять месяцев после IPO цена акций упала до $13,71, а еще через 11 — поднялась в область $60. По состоянию на 5 ноября 2021 года бумаги торговались около $47, что примерно на 4,5% выше цены размещения.
23 ноября 2020 года российский онлайн-ретейлер Ozon Holdings привлек чуть больше $1,2 млрд ($1,274 млрд без учета вознаграждения организаторов IPO), разместив в общей сложности 42,45 млн обыкновенных акций по $30 за штуку, из которых 4,95 млн бумаг были впоследствии куплены организаторами сделки. В результате размещения совокупное число обыкновенных акций компании составило почти 208,203 млн штук, а сама она была оценена примерно в $6,246 млрд.
В результате размещения интернет-ретейлер привлек заметно больше средств, чем планировал ($1,2 млрд против $675–825 млн), а цена IPO благодаря ажиотажному спросу заметно превысила верхнюю границу первоначального диапазона ($30 против $22,5–27,5). Агентство Bloomberg назвало IPO Ozon самым успешным размещением российской компании с 2011 года.
После размещения доля АФК «Система» и Baring Vostok в капитале Ozon снизилась с 45,2% и 45,1% до 33,1% и 33% соответственно, доля новых инвесторов составила 18,2%, а доля инвесторов, которые владели акциями до IPO, но имели меньше 5% от их общего числа, выросла до 15,7%.
24 ноября 2020 года акции компании в виде американской депозитарной акции (ADS) начали одновременно торговаться на NASDAQ и Московской бирже. Первая сделка в Нью-Йорке была заключена по $42,3, последняя — по $40,1, а дневной диапазон колебаний составил $39,99–43,5. В следующие два месяца с небольшим бумаги достигли исторического максимума на уровне $68,77, который не превышен до сих пор.
Точка зрения авторов, статьи которых публикуются в разделе «Мнение профи», может не совпадать с мнением редакции.
Материалы к статье