Как разблокировать замороженные активы. Полное руководство инвестора
Почему мои акции заморожены?
Национальный расчетный депозитарий России (НРД, входит в группу Мосбиржи) ведет учет прав собственности на российские ценные бумаги, которыми владеют инвесторы, и проводит расчеты по сделкам. Кроме того, НРД выступает в роли промежуточного звена хранения некоторых иностранных ценных бумаг, которые торговались на СПБ Бирже и Мосбирже.
НРД имеет счета в международных депозитариях Euroclear и Clearstream, которые перестали проводить по ним операции в марте 2022 года. Часть бумаг российских инвесторов оказалась заморожена, а дивиденды и купоны по ним перестали приходить. Выплаты копятся в зарубежных депозитариях, но не могут дойти до счетов россиян.
Банк России в конце мая ограничил биржевые торги иностранными ценными бумагами, заблокированными международными депозитариями. Брокеры распределили бумаги, которые необходимо было заморозить, между клиентами, перенесли эти активы на неторговые счета и обособили от незаблокированных. Бумаги, подпавшие под ограничения, перестали торговаться на СПБ Бирже с 31 мая. По словам главы торговой площадки Романа Горюнова, в итоге около 40% бумаг, купленных через биржу, оказались заблокированы.
Евросоюз 3 июня ввел против НРД санкции, и блокировка активов на счетах российского депозитария в Euroclear и Clearstream зафиксировалась юридически. Более 5 млн розничных инвесторов имеют на счетах заблокированные активы, указывал зампред Банка России Филипп Габуния. Общая стоимость иностранных акций, принадлежащих физическим лицам, составляла на 29 июля ₽320 млрд.
Еврокомиссия заявила, что допускает разморозку заблокированных активов россиян, если с их помощью будут завершены операции и сделки, заключенные до 3 июня. В таком случае иностранные контрагенты должны провести операции с НРД до 7 января 2023 года.
Еврокомиссия также отмечала, что возобновление расчетов с НРД будет возможно, если, помимо соблюдения прочих условий, российский депозитарий не будет получать выгоду в виде комиссии за переводы активов со счетов НРД на счета несанкционных лиц. В итоге НРД отказался от комиссии за перевод бумаг из иностранной инфраструктуры в российскую. В случае возобновления расчетов инвесторы, не включенные в санкционные списки, смогут перевести активы в неподсанкционные депозитарии и получить зависшие средства.
Мои активы заблокированы. Что можно сделать?
1. Подождать разблокировки активов по иску или запросу НРД
НРД 12 августа подал иск в Суд Евросоюза в Люксембурге об отмене санкций, чтобы доказать их «неправомерность и необоснованность». В результате этих ограничений «пострадали российские и иностранные инвесторы», отмечал депозитарий.
НРД приводит в иске четыре основных довода, которые касаются в том числе структуры владения акциями Мосбиржи, где на бумаги в свободном обращении приходится 60%. «Евросоюз, налагая санкции на НРД, заблокировал чужие активы — НРД не является ни номинальным собственником, ни номинальным владельцем», — отмечал глава наблюдательного совета площадки Сергей Швецов.
Суд ЕС рассматривает иски в соответствии со ст. 263 Договора о функционировании Европейского союза (ДФЕС). В отчете за 2021 год указано, что средняя длительность рассмотрения жалоб юридических лиц составляет полтора года, рассказывали РБК Pro юристы адвокатского бюро NSP Александр Некторов и Сергей Гландин. Они указали, что устные слушания по делу НРД могут пройти в начале 2023 года, затем суд удалится на принятие решения, причем на этом этапе он уже не будет ограничен никакими временными рамками, но в среднем решения готовятся шесть — девять месяцев. Гландин и Некторов также указывали, что доводы о нарушении различных прав или превышении Советом ЕС полномочий ранее не считались вескими.
Также в сентябре НРД направил запросы в Министерства финансов Бельгии и Люксембурга на получение генеральных лицензий, которые позволили бы инвесторам перевести заблокированные активы. Депозитарий ожидал удовлетворения запросов в октябре 2022 года, однако обращение по-прежнему остается без ответа.
2. Дождаться итогов коллективного обращения вашего брокера
В середине октября участники Клуба защиты прав инвесторов решили в индивидуальном порядке обращаться в органы ЕС за лицензиями на разблокировку активов клиентов, которые не подпали под санкции, если запрос НРД останется без ответа до 1 ноября.
О подготовке обращений европейским регуляторам за лицензией на перевод активов в иные депозитарии от имени неподсанкционных клиентов уже заявили:
Разъяснения Еврокомиссии указывают на то, что инвесторы могут запросить у европейского регулятора разрешение на перевод активов, если тот сочтет, что для этого есть достаточные основания, и при соблюдении ряда условий. Основанием для обращения за лицензией на перевод активов может служить в том числе Генеральная лицензия № 50 Управления по контролю за иностранными активами США (OFAC) от 19 августа. Согласно этому документу, возможны транзакции для закрытия счетов физических лиц в финансовых институтах, подпавших под санкции. Также документ разрешает перевод средств в финансовые учреждения, не находящиеся под санкциями. Ограничения срока действия у этой лицензии нет.
Например, брокер «Открытие Инвестиции» указывал, что Credit Suisse не возражает против соблюдения условий, указанных в лицензии OFAC № 50, при наличии соответствующего разрешения от Государственного секретариата Швейцарии по экономическим вопросам (SECO, подразделение Министерства экономики).
3. Самостоятельно обратиться за лицензией на разблокировку активов
Инвесторы, не подпавшие под санкции, могут самостоятельно направить заявление на получение индивидуальной лицензии в компетентные органы стран — членов ЕС: Администрацию казначейства Бельгии (Belgian Treasury Administration) или Минфин Люксембурга.
Генеральный директор брокера «Открытие Инвестиции» Юрий Маслов указывал на сжатые сроки для обращения за индивидуальной лицензией: «Чтение директивы про 7 января двоякое: есть прочтение, что 7 января — это крайний срок, когда возможно выпустить разрешение на разблокировку и даже провести операции. Но нормативный срок на рассмотрение — 30 рабочих дней. Поэтому подать заявку лучше в конце ноября».
«Есть пессимистичный сценарий — по данным некоторых юридических консультантов, крайний срок получения лицензии — 7 января 2023 года. Но есть и другие мнения, в которых отсутствуют какие-либо точные сроки», — отметил руководитель управления развития клиентского сервиса ФГ «Финам» Дмитрий Леснов.
Банк России рекомендовал профучастникам сообщать клиентам об индивидуальных способах защиты их прав в связи с блокировкой активов, но подчеркнул, что рост числа заявлений в европейские регуляторы на получение лицензий «может привести к увеличению общих сроков рассмотрения указанных заявлений и негативно отразиться на объеме их удовлетворения».
«Мы оцениваем вероятность получения лицензии клиентом выше, чем депозитарием», — заявил Юрий Маслов. Он отметил, что у иностранных партнеров нет доверия к российской инфраструктуре, они не уверены в прозрачности и достоверности информации, которую получают от финансовых институтов.
4. Продать заблокированные активы на внебиржевом рынке
Зачастую сделки на внебиржевом рынке происходят с дисконтом к рыночной стоимости заблокированных бумаг. Директор департамента по работе с акциями УК «Система Капитал» Константин Асатуров указывал ранее, что торговлю заблокированными бумагами можно осуществлять только внутри контура НРД. Внебиржевые площадки для обмена замороженными активами предоставили своим клиентам брокеры «Финам», «Тинькофф Инвестиции», об аналогичных планах заявлял и брокер «БКС Мир инвестиций».
Кроме того, возможен сценарий с обменом заблокированных активов, его ранее допускал и Банк России, отмечая необходимость доработки идей участников рынка. Таким способом СПБ Биржа смогла разблокировать часть зарубежных ценных бумаг: площадка обменялась активами с иностранным институциональным инвестором. Последний передал свои свободно обращающиеся иностранные ценные бумаги бирже и получил взамен равное количество аналогичных заблокированных бумаг, цепочка учета прав по которым включает НРД. Стоимость подлежащих обмену активов на 19 октября составляла $312 млн.
Как подать заявление на лицензию для разблокировки?
Порядок разблокировки активов регулируется регламентом Совета Европейского союза от 17 марта 2014 года 269/2014. «На первом этапе инвестору, решившему подавать заявление на разрешение (лицензию), стоит определиться с «набором» юрисдикций, где оказались заморожены его активы», — напомнил Андрей Рябинин. Затем стоит собрать пакет документов и обеспечить их перевод. «Так как в праве стран Европейского союза отсутствуют единые требования к переводу для таких заявлений, то тут допустимы различные модальности применительно к возможностям и потребностям конкретного инвестора», — отметил Рябинин.
В заявлении неподсанкционный инвестор должен попросить о разрешении для Euroclear разблокировать бумаги и о переводе активов на счет в неподсанкционном депозитарии, объяснил адвокат, партнер адвокатского бюро NSP Сергей Гландин. Подать заявление можно почтовым отправлением или на электронный адрес уполномоченного органа. Ориентировочные сроки получения лицензии составляют от девяти недель, рассказывали ранее «РБК Инвестициям» юристы BGP Litigation.
На каком языке написать обращение?
«В Бельгии три официальных языка, наиболее оптимально подготовить обращение на фламандском, который является самым распространенным в Бельгии. Можно и на валлонском, это франкофонный диалект, который используется в Бельгии, и можно на немецком языке. Мы отправляли в том числе и на английском языке, регуляторы принимают и рассматривают», — рассказал Гландин.
Какие документы нужны для разблокировки активов?
Сергей Гландин рассказал, что, согласно регламенту ЕС от 17 марта 2014 года 269/2014, инвесторы должны написать заявление на предоставление лицензии, указать лиц, в отношении которых это разрешение будет действовать, и подтвердить отсутствие санкционного статуса в ЕС.
«В регламенте нет конкретного списка документов, человеку нужно приложить подробную информацию о себе, чтобы его могли проверить по санкционным спискам: паспортные данные, ИНН, адрес», — рассказал Гландин. Комплект документов для индентификации заявителя зависит от того, обращается ли за лицензией физическое или юридическое лицо, отметил партнер, руководитель санкционной практики Коллегии адвокатов Delcredere Андрей Рябинин: «Речь идет о базовых идентификаторах, таких как паспортные данные для физических лиц и уставные документы для юридических».
«Кроме того, инвестор должен предоставить выписку по счету депо, которая подтверждает, какие бумаги он держит, на какую сумму, с какими номерами, чтобы подтвердить, что от разблокировки активов не получат выгоды подсанкционные лица», — также отметил Гландин.
Также инвестор должен предоставить договор с первичным брокером или документ о присоединении к договору на брокерское обслуживание. «Брокер может поделиться договором с первичным депозитарием или депозитарием первого уровня, до НРД. Договоры в отношении НРД можно не предоставлять, из-за депозитария все и случилось», — объяснил юрист.
«Нужно предоставить данные о заблокированном активе, будь то ценные бумаги или денежные средства с указанием счета, куда планируется перевод активов, так как лицензия (разрешение) по своей правовой природе — это разрешение на проведение конкретной сделки, запрещенной по общему правилу санкционным регулированием», — подчеркнул Андрей Рябинин.
Партнер BGP Litigation Татьяна Невеева назвала следующие документы для подачи заявления: «Для разблокировки потребуется справка 2-НДФЛ, то есть документы, которые подтверждают уровень дохода лица, позволяющий приобрести такие активы, чтобы избежать подозрений в том, что заявитель держит активы за подсанкционное лицо; документы, подтверждающие приобретение ценных бумаг до 3 июня 2022 года; междепозитарные договоры и выписки по счетам, которые подтверждают цепочку держания активов вплоть до Euroclear; паспорт и, если есть, иностранный вид на жительство».
Ранее Банк России также перечислил документы и сведения, которые могут быть необходимы для самостоятельной подачи заявления на разблокировку активов. Регулятор также указал, что приведенный им список не исчерпывающий.
Что делать, если мои активы заблокированы на счете у подсанкционного брокера?
«Если ваши бумаги лежат на счете у подсанкционного брокера, нужно будет получать у Казначейства Бельгии разрешение на перевод активов на счет в неподсанкционном депозитарии иного брокера и написать, что акции заблокированы из-за двух подсанкционных контрагентов — помимо НРД, нужно будет указать еще и подсанкционного брокера», — пояснил Сергей Гландин.
Насколько это дорого?
Обращаться за профессиональной помощью в разблокировке активов целесообразно, если их стоимость превышает $50 тыс., в ином случае на юристов можно затратить больше, чем составляет сумма портфеля, считают опрошенные «РБК Инвестициями» эксперты.
«Любое заявление на разблокировку меньше €10 тыс. на рынке подавать не стоит, даже если оно готовится собственными силами российского консультанта без привлечения европейских подрядчиков. Конечно, если там €50 тыс., то и нет смысла привлекать каких-то юристов — больше денег потратится на разблокировку», — считает партнер BGP Litigation Татьяна Невеева.
Она отметила, что инвесторы могут обратиться с заявлением на разблокировку и самостоятельно — собрать пакет документов, прочитать регламенты, подобрать основания для разблокировки, объяснить, куда и каким образом, по их мнению, должны быть переведены активы, и с полным комплектом документов подавать обращение к регулятору.
Большинство пострадавших российских инвесторов обращаются к российским юридическим компаниям за помощью в разблокировке активов, так как европейским юристам с 6 октября восьмым пакетом санкций ЕС было запрещено оказывать российским гражданам юридическую помощь, которая не включает в себя работу с административными органами власти, пояснил Сергей Гландин.
Тем не менее Татьяна Невеева посоветовала обращаться к европейским юристам, некоторые из которых продолжают работать с россиянами. «Мы не рекомендуем обращаться самостоятельно, заявок очень много, нужно, чтобы заявка как-то выделялась, лучше идти через европейских юристов. Наши иностранные партнеры оказывают нам поддержку в полном объеме, хотя в некоторых юрисдикциях юристы отказываются от работы с российскими клиентами», — рассказала Невеева.
На стоимость услуг юристов влияют такие факторы, как объем активов, статус заявителя, объем документации, юрисдикция, необходимость привлечения иностранных консультантов, рассказал Андрей Рябинин. По словам Гландина, в России на рынке существуют четыре модели ценообразования:
- 1.«Гонорар успеха» в случае успешной разблокировки и перевода бумаг в неподсанкционный депозитарий в среднем составляет 20% от суммы активов, но может достигать и 30%;
- 2.Почасовые ставки, когда клиент периодически получает сведения о затраченных часах с обоснованием суммы и оплачивает счета в соответствии с ними;
- 3.Устанавливается фиксированная стоимость без «гонорара успеха», как правило, клиент платит ее сразу;
- 4.Модель, когда «гонорар успеха» выплачивается помимо обязательных почасовых ставок либо фиксированной оплаты.
Он отметил, что документы, подтверждающие принадлежность заблокированных бумаг и право получения с них дохода, депозитарии и брокеры предоставляют бесплатно.
«Также возникнут расходы на заверение нотариальной доверенности на представление интересов в органах власти страны ЕС и Euroclear. Ее рекомендуется делать сразу на нескольких языках. Мы практикуем трехъязычные доверенности, такая доверенность и заверение будут стоить ₽4,5 тыс.», — рассказал Гландин. По его словам, подготовить доверенность на имя юриста, который будет представлять интересы клиента, лучше на французском или фламандском языке, а также на английском и русском, поскольку заверяет документ российский нотариус. Эксперт также напомнил, что если возможно судебное разбирательство, эта доверенность не поможет, придется нанимать на месте юристов, которые допущены к практике в Бельгии.
Материалы к статье