ЦБ подумает об ответственности для блогеров за рекламу IPO
ЦБ подумает об ответственности для блогеров за рекламу IPO
Банк России подумает о том, как решить проблему ответственности для блогеров, рекламирующих IPO. Об этом заявил в ходе Петербургского международного юридического форума — 2024 (ПМЮФ) первый зампред Банка России Владимир Чистюхин. «РБК Инвестиции» следили за трансляцией. С осени 2023 года в России фиксируется бум размещений, в котором, по данным Московской биржи, приняли участие 357 тыс. частных инвесторов.
В рамках сессии «Первичное размещение ценных бумаг (IPO): направления совершенствования в целях защиты прав инвесторов» сенатор, заместитель председателя комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Александр Шендерюк-Жидков предложил подумать о введении ответственности для СМИ и блогеров за размещение рекламной информации об IPO.
«С учетом того что очень много розничных инвесторов пришло на рынок, я вижу, что очень много IPO у нас происходит в том числе с помощью всяких блогов, газет и так далее. И ответственности там ни у кого никакой. Я бы подумал, может быть, в закон «О рекламе» какие-то более жесткие требования [внести] к нашим СМИ либо виртуальным, либо реальным. Все-таки это реальное размещение финансовой информации, и там должна быть соответствующая ответственность, потому что какие-то злоупотребления могут привести к убыткам для наших граждан», — сказал он.
Первый зампред ЦБ Владимир Чистюхин в ответ отметил, что дискуссия об этом идет давно, однако для этой ситуации нет подходящих правовых конструкций. В то же время он подчеркнул, что регулятор так или иначе «что-то придумает».
«Проблема в другом — в практическом исполнении всего этого. Потому что на тему такого рода блогеров, их заявлений, распространения разной финансовой информации дискуссия давно идет, и вроде бы все считают, что действительно надо как-то это останавливать и регулировать. Я понимаю, что хороших правовых конструкций [для этого] не получается и дотянуться правоприменительно непросто, но я уверен, что-то мы придумаем — более эффективное, менее эффективное, точно здесь надо двигаться», — сказал он.
«РБК Инвестиции» направили запрос в пресс-службу Банка России.
Российcкие компании в 2023 году вернулись к IPO как к актуальной стратегии привлечения капитала. В прошлом году в России прошло восемь публичных размещений российских компаний. Среди них Genetico, CarMoney, «Группа Астра», Henderson, «ЕвроТранс», «Южуралзолото» (ЮГК), Совкомбанк и «Мосгорломбард» (МГКЛ).
В январе — мае 2024 года продолжилась тенденция выхода компаний на биржу. На Московской бирже прошло шесть первичных размещений, на СПБ Бирже прошло одно размещение:
- «Делимобиль» (DELI);
- «Диасофт» (DIAS);
- Алкогольная группа «Кристалл» (АГК) (KLVZ);
- «Европлан» (LEAS);
- МФК «Займер» (ZAYM);
- МТС Банк (MBNK);
- «Элемент» (ELMT).
Директор рынка акций Московской биржи Владимир Овчаров ранее отмечал, что биржа запланировала провести около 15 IPO в 2024 году. О планах выйти на биржу в июле объявил владелец онлайн-ретейлера «ВсеИнструменты.ру».
Выйти на биржу в 2024 году также может инвестиционная платформа JetLend, российский разработчик платформы сбора и хранения данных Arenadata, провайдер облачной инфраструктуры Selectel, ювелирная сеть Sokolov, ювелирная сеть Sunlight, edtech-компания Skyeng, дочерняя компания «Ростелекома» — «РТК-ЦОД», производитель аналога «Оземпика» фармацевтическая группа «Промомед» и производитель упаковки для молока и молочных продуктов «Ламбумиз».
Материалы к статье