Что такое роялти: виды, размер и примеры расчета
Эксперты РБК рассказали, как учесть выплаты роялти в бизнесе по франшизе

К роялти относят авторские гонорары за книги, плату музыкальному исполнителю за использование его произведения в фильме или сериале, патентные отчисления, плату за использование франшизы
В этой статье:
Что такое роялти
Роялти — это регулярный платеж частному лицу или компании за использование их собственности. Такая выплата может взиматься за материальные или нематериальные активы.
К роялти можно отнести:
- авторские гонорары за книги;
- плату музыкальному исполнителю за использование его произведения в фильме или сериале;
- патентные отчисления;
- плату за использование франшизы;
- плату за пользование недрами добывающими компаниями.
Виды роялти
Рассмотрим несколько видов роялти.
Фиксированная ставка
Фиксированная ставка роялти подразумевает, что сумма выплат заранее оговорена и не зависит от объема продаж или использования продукта. Этот вид роялти часто используется в лицензировании патентов, торговых марок и авторских прав. Например, компания может заключить контракт с музыкантом на использование его песни в рекламе, установив фиксированную сумму, которую она будет выплачивать независимо от того, сколько раз реклама будет показана. Преимуществом фиксированной ставки является предсказуемость доходов для обеих сторон, однако она не учитывает потенциальный успех продукта.
Процент от прибыли
Это более гибкая модель, при которой роялти рассчитывается как процент от дохода, полученного от использования интеллектуальной собственности. Например, издательство может выплачивать автору процент от продаж книги. Такой подход позволяет владельцу прав получать большую компенсацию в случае успешных продаж. Но есть и негативная сторона в виде неопределенности в доходах: размер выплаты напрямую зависит от рыночных условий и спроса.
Смешанная модель
Такая модель подразумевает, что пользователь интеллектуального права платит процент от дохода, но выплата должна быть не ниже оговоренной суммы. В этом случае владелец интеллектуальной собственности может рассчитывать на стабильный доход, но в то же время при благоприятных условиях на рынке размер платежа увеличится.
Скрытые платежи
Формат обычно применяется в ретейле, когда компания продает франшизу. Условия договора могут подразумевать, что франчайзи закупает у франчайзера товар, в стоимость которого заложено роялти.
Роялти во франшизе
Франшиза подразумевает, что владелец бренда (франчайзер) за вознаграждение и соблюдение определенных условий дает право другой компании или индивидуальному предпринимателю (франчайзи) работать под его названием. Франчайзи выплачивает франчайзеру регулярные роялти, обычно они составляют процент от дохода бизнеса или фиксированную сумму. Роялти дает право на использование бренда, бизнес-модели и поддержки, включая обучение, маркетинг и операционные стандарты.
Роялти и паушальный взнос: в чем разница
Паушальный взнос (от немецкого pauschale — общая сумма) — это разовая выплата, которую франчайзи выплачивает франчайзеру за право использовать его бренд. Этот взнос обычно оплачивается в начале сотрудничества и может включать в себя стоимость лицензии, обучение, поддержку при открытии бизнеса и другие начальные расходы.
Основное различие между паушальным взносом и роялти заключается в том, что паушальный взнос — это разовый платеж, который дает стартовые права и ресурсы для запуска бизнеса, тогда как роялти подразумевает регулярные выплаты на постоянную поддержку и развитие бизнеса в течение всего срока франчайзингового соглашения.
Как рассчитать размер роялти
Размер роялти во франшизе связан с узнаваемостью бренда, форматом бизнеса и регионом — запустить компанию в столице дороже, чем в небольшом городе. По словам основателя и руководителя проекта ТорFranchise.ru Василя Газизулина, согласно мировой практике, средний процент роялти составляет порядка 5% от выручки, для российского рынка эта цифра также актуальна. При этом, отмечает он, те компании, которые себя зарекомендовали и дают федеральную рекламу, могут повысить роялти вплоть до 10%. В то время как малоизвестные развивающиеся компании могут начать со ставки 3,5% и со временем увеличить ее до 5%.
Кроме того, отмечает Василь Газизулин, есть нюансы в зависимости от вида бизнеса. Например, в сегменте образования франчайзер может брать процент за каждого нового студента. Есть особенности и в ретейле, где роялти зависит от маржи. «Если в ретейле компания дает права на использование своего бренда, но не поставляет товар в магазин, то размер роялти может составить 2%. Потому что маржа от продажи товаров в розницу очень низкая», — говорит он.
Ниже несколько примеров предложения франшиз от российских компаний.
Stars Coffee

Пример франшизы Stars Coffee
В стоимость франшизы включена операционная и маркетинговая поддержка, помощь по выбору подрядчиков, консультации по строительству и эксплуатации помещения под кофейню, обучение персонала, поставки продуктов.
Invitro

Пример франшизы Invitro
Выше приведены условия для открытия стандартного офиса Invitro. Для небольших региональных городов затраты в два-три раза ниже, чем на стандартную франшизу.
«Пятерочка»

Пример франшизы «Пятерочка»
«Пятерочка» предлагает франчайзи инвестировать только в помещение и оборудование, выкупать товар для магазинов не нужно.
Налогообложение роялти
Понятия «франчайзинг» и «роялти» заимствованы из международной практики и в Гражданском кодексе России не используются, говорит руководитель аудиторской компании BLCONS GROUP Мария Стригалева. «Однако правовое регулирование отношений по предоставлению франшизы и выплате роялти российским законодательством предусмотрено. В главе 54 второй части Гражданского кодекса России определены основные условия договора коммерческой концессии, который по своему экономическому содержанию является франчайзингом», — объясняет эксперт.
Налог на прибыль
По словам Марии Стригалевой, платежи, получаемые правообладателем за передаваемые права, являются его налогооблагаемым доходом. Соответственно, вознаграждение франчайзера включается в налоговую базу по налогу на прибыль организаций либо единого налога по УСН, если правообладатель применяет специальный режим налогообложения.
«Отметим, что, когда мы говорим о доходах от франчайзинга, обычно мы не рассматриваем НДФЛ, поскольку сторонами договора коммерческой концессии могут быть только коммерческие организации и индивидуальные предприниматели. А индивидуальные предприниматели в большинстве своем переходят на УСН и крайне редко применяют общую систему налогообложения, при которой уплачивается НДФЛ», — говорит Стригалева.
Эксперт обращает внимание, что налог на доход за предоставление права использовать результат интеллектуальной деятельности не придется платить в том случае, когда работа выполнялась в рамках государственного или муниципального контракта для государственных нужд.
НДС
Кроме того, рассказывает Мария Стригалева, операции по предоставлению франшизы облагаются НДС. Однако она отмечает, что с 1 июля 2022 года согласно п. 26.2 ст. 149 Налогового кодекса от налогообложения НДС освобождаются операции по передаче на территории России исключительных прав на изобретения и полезные модели, промышленные образцы, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау).
«При этом освобождение от НДС применяется только в отношении операций, которые реальны и по своему экономическому содержанию соответствуют положениям договора. Если же сделка будет признана мнимой, то есть совершенной для вида, без намерения создать соответствующие ей правовые последствия, налоговый орган предъявит претензии к получателю и исключит расходы по таким операциям в целях исчисления налога на прибыль», — объясняет юрист.
Материалы к статье
