На какие показатели компании обращать внимание и как справиться с рисками
Проведение IPO — сложный процесс, который требует тщательной подготовки и соблюдения строгих правил и требований регуляторов. Это касается всех участников рынка — как самого эмитента, так и андеррайтеров, консультантов и потенциальных инвесторов.
Для розничных инвесторов IPO может стать привлекательным способом вложить деньги, но это также сопряжено с определенными рисками. Перед принятием решения об участии в первичном размещении нужно изучить финансовые показатели, вникнуть в цели компании, перспективы развития и оценить риски.
В России IPO происходит так: компания публикует пресс-релиз о своем намерении выйти на биржу, а через неделю объявляет точную дату размещения и диапазон цены. Инвесторы получают одну-две недели, чтобы подать заявку своему брокеру на участие в IPO. В США, например, сначала объявляется диапазон цены, а точная дата определяется позже. Так, в пятницу может стать известна дата IPO на следующую неделю.
Для участия в IPO нужна относительно небольшая сумма. Новички и осторожные инвесторы могут попробовать заработать, вложив малую часть капитала. Примеры цен этого года:
Однако брокеры могут устанавливать минимальную сумму для сделки, как правило, такая сумма начинается от ₽10 тыс.
Нет lock-up периода. В отличие от зарубежных рынков, в России вам не нужно ждать, прежде чем продать свои акции. Как только вы их получите, можете распоряжаться ими по своему усмотрению. Это значит, что если цена акций растет, вы можете быстро заработать на этом.
Lock-up период — это срок, в течение которого инвесторам запрещено продавать свои акции после IPO. В Америке этот период может длиться от 90 до 180 дней. Инвесторы российского рынка могут продать активы сразу после свободного размещения на бирже.
Высокий процент выделенных акций (аллокация). Аллокация в IPO отражает процент заявки инвестора, который был удовлетворен. Например, если инвестор подал заявку на покупку акций на сумму ₽1 млн, но брокер смог предоставить лишь на ₽50 тыс., то аллокация составит 5%. Уровень спроса на акции напрямую влияет на размер аллокации: при высоком спросе аллокация, как правило, снижается, в то время как при низком спросе увеличивается. Таким образом, количество инвесторов, желающих приобрести ценные бумаги, является ключевым фактором, определяющим возможность получения акций на IPO.
Нет требований о наличии статуса квалифицированного инвестора. Участие в российских IPO доступно всем без необходимости проходить тесты или получать специальные статусы. Если вы хотите участвовать, просто подайте заявку брокеру.
При этом российские инвесторы немного ограничены в выборе — во многих других странах проводится больше размещений, чем в России. За 2023 год у нас было проведено восемь размещений, тогда как в США — 146. Китайский рынок обогнал американский и собрал за прошлый год в пять раз больше денег. Широкая политическая поддержка листингов компаний в стратегических секторах КНР и недавние реформы, направленные на ускорение темпов размещения новых акций, помогли китайским компаниям привлечь более $19,5 млрд в рамках почти 80 сделок. Всплеск активности эмитентов в основном наблюдался на биржах в Шанхае и Шэньчжэне.
Цель всегда одна — заработать. Но есть нюансы. Достижение этой цели может варьироваться:
Узнайте, по какой схеме проводится IPO. Когда компания собирается проводить IPO, это значит, что она хочет продать свои акции на рынке. И тут важно понимать, как именно она собирается использовать деньги, которые получит.
Для этого нужно рассмотреть два способа:
Также бывают смешанные IPO-сделки, когда часть денег идет на развитие компании, а другая часть — напрямую акционерам за продажу своей доли.
Как узнать, какая стратегия сейчас используется компанией? Главный способ — посмотреть на IPO-проспект. Это документ, где компания рассказывает о себе, своих целях и о том, как она планирует использовать деньги от акций.
Так, в ноябре 2023 года компания «Южуралзолото» провела IPO по схеме cash-in: привлеченные средства были направлены на развитие компании.
Примерно в это же время состоялось IPO компании Henderson. Большая часть средств была направлена на дальнейшее развитие компании по схеме cash-in. При этом акционер-основатель Рубен Арутюнян продал небольшую часть своего пакета — 444 тыс. акций — на ₽300 млн. Эти деньги он получил по схеме cash-out.
У потенциальных инвесторов может возникнуть вопрос: почему акционер решил продать свою долю? Возможно, он не верит в успех компании или обладает информацией, недоступной другим инвесторам. Еще одна причина — акционеру нужны деньги для других целей.
Изучите стратегию компании. Деньги от размещения могут быть направлены на развитие компании, погашение долгов или просто на то, чтобы владелец получил деньги за свою долю в бизнесе. Поэтому инвестору стоит оценить:
Также обратите внимание, о чем пишут в деловой прессе: почитайте статьи и отчеты о компании и ее отрасли.
Можно черпать информацию и из популярных телеграм-каналов. Например, эфиры с эмитентами могут дать полезные сведения о будущем компании, хотя размышления частных экспертов не всегда отражают действительность. В любом случае всю полученную информацию нужно анализировать.
Учтите репутацию. Это отсылка к термину ESG, который охватывает принципы деятельности компании, основанные на защите окружающей среды, создании благоприятных социальных условий, добросовестном отношении с сотрудниками и клиентами, а также эффективном корпоративном управлении. Можно вспомнить бойкот китайскими пользователями Dolce&Gabbana из-за неудачной рекламы или обрушение котировок Volkswagen в 2015 году из-за манипулирования данными о токсичности выхлопных газов.
Риски неотделимы от инвестиций. Важно научиться распознавать их и оценивать, насколько они приемлемы лично для вас.
Как бы тщательно ни планировали инвесторы, предсказать все риски невозможно. Даже опытные аналитики иногда сталкиваются с тем, чего не ждали. К примеру, появление новых технологий или изменения в законодательстве могут негативно отразиться на компании.
Проведение IPO всегда связано с рисками: волатильностью акций, конкуренцией и изменениями в законодательстве. Диверсифицированный портфель справится с рисками, которые реализовались. Устойчивость к колебаниям на рынке значительно возрастает, и потери от отдельных инвестиций становятся менее опасными.
Анализ рынка дает понимание о его тенденциях и динамике. На основе этой информации можно сделать выводы о том, какие компании чаще всего выходят на биржу, в каких отраслях наблюдается наибольшая активность, какова средняя доходность инвестиций в IPO, какие паттерны есть при снижении цены у тех или иных компаний и т. д.
Заработать на длинном горизонте после участия в IPO возможно, хотя это сопряжено с определенными рисками. Успех зависит от множества факторов.
Инвестор может не разбираться в аналитике, не отличать EBITDA от OIBDA. Это нормально. Для анализа и рекомендаций есть сервисы, например Advisory PRO. При IPO дать инвестиционную рекомендацию эдвайзер не может. А вот ответить на вопросы относительно перспектив компании — да. А также прокомментировать структуру сделки, выразить мнение по инвествопросам, помочь с осознанным решением.
Инвестор не должен поддаваться эмоциям и паниковать, когда, например, в первый день торгов акции падают на 5%.
На рынке есть стратегия day trading. Она предполагает покупку и продажу ценных бумаг в течение одного торгового дня. Это привлекает инвесторов, потому что можно быстро заработать. Но такая стратегия сопряжена с высокими рисками, поскольку цены на акции могут колебаться быстро и непредсказуемо. Акции, размещаемые на бирже в ходе IPO, обычно имеют высокую ликвидность, что позволяет инвесторам легко и массово покупать и продавать их. Популярность day trading может зависеть от разных факторов, включая макроэкономическую ситуацию, настроение инвесторов и особенности конкретного IPO. В целом для day trading нужны глубокие знания и опыт работы на фондовом рынке, а также готовность к высоким рискам. Если day trading — это порыв, а не стратегия, стоит взять паузу.
Анализ компаний, их IPO и даже своих собственных целей иногда может показаться сложным. Но это на первый взгляд. Желание компаний выйти на биржу и усиливающаяся конкуренция за внимание инвесторов устанавливают свои правила игры в IPO, так что у инвесторов всегда есть свои козыри.
Материалы к статье