ЦБ и ФАС дали рекомендации банкам о раскрытии ставок по вкладам
ЦБ и ФАС дали рекомендации банкам о раскрытии ставок по вкладам

Банкам следует исключить визуальные приемы при размещении информации о вкладах в дистанционных каналах, а также воздержаться от автоматического проставления отметок за потребителя. Об этом говорится в информационном письме Банка России и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
По мнению Банка России и ФАС, использование графических приемов и акцентирование внимания на более привлекательных для потребителя показателях (например, на доходности, эффективной ставке) могут ввести человека в заблуждение относительно условий вклада.
Например, если банк указывает максимально возможную процентную ставку по вкладу, то рядом с этой информацией нужно перечислить условия, при которых клиент получит обещанную доходность, а также обозначить минимальную гарантированную ставку. Регулятор предупреждает, что при этом не должны использоваться графические приемы, такие как явные различия в фоне, цвете и размере шрифта.
«Если банк использует одинаковое название для нескольких видов вкладов, то минимальная гарантированная ставка должна быть рассчитана для каждого из них в отдельности», — уточняет регулятор.
Ранее Банк России отмечал недобросовестные практики в информировании людей об условиях вкладов. «У нас ужесточилась конкуренция за вкладчиков, и мы видим, как акцентируют внимание банки на максимальных ставках. Хотя максимальные ставки могут действовать короткий период. Мы направили в адрес банков, которые были в этом замечены, прям адресно рекомендации, как нужно информировать потребителей о параметрах вкладов и так далее», — сообщила Эльвира Набиуллина на ежегодной встрече банков с руководством ЦБ, организованной Ассоциацией банков России (АБР).
По словам председателя ЦБ, ряд участников скорректировали свои бизнес-процессы. Набиуллина уточнила, что эта проблема обсуждалась с Ассоциацией банков России. «Мы ожидаем, что в рамках ассоциации будет сформирована единая позиция о том, как размещать информацию об условиях вкладов, чтобы здесь была равная конкуренция и чтобы не было вот этого недобросовестного информирования», — сказала она.
Тогда глава ЦБ подчеркнула, что регулятор хочет дать возможность банкам самим урегулировать в рамках АБР эту проблему и правила раскрытия информации на сайтах. «Ну, как понимаете, если это не будет сделано, у нас всегда есть иные рычаги», — резюмировала Набиуллина.
За 2024 год Центробанк получил более 2 тыс. жалоб россиян по вопросам, связанным с вкладами в банках. Более четверти жалоб (554) касались несогласия с начисленными процентами. В остальных речь шла о ненадлежащем информировании по условиям, сообщали «Ведомости» со ссылкой на представителя ЦБ.
В 2023 году количество жалоб из-за несогласия с начисленными процентами по вкладу было вдвое меньше — 262, а учет жалоб на ненадлежащее информирование тогда не велся.
Материалы к статье
