От скота до ураганов: какую экзотику можно найти (и купить!) на биржах
Инвесторы привыкли вкладываться в привычные вещи, вроде акций крупных компаний и перспективных стартапов. На фьючерсы трейдеры обращают внимание реже. И уж совсем нечасто объектом торговли становятся контракты из неожиданных областей, о которых некоторые инвесторы даже не догадываются.
Участвовать в торговле такими бумагами — не лучшая идея, так как они крайне волатильны и требуют от трейдера большого опыта. Мы собрали самые странные фьючерсы, которые можно найти на мировых биржах.
Звучит диковато, но на биржах есть фьючерсы на живой товар. Речь о домашнем скоте, контракты на который торгуются на Чикагской товарной бирже CME Group. Впервые они появились на ней в 60-х годах XX века.
Фактически скот представляет собой крупнейший сегмент сельского хозяйства США. В данном случае под ним подразумевают коров, выращиваемых ради молока, мяса и шкур. На американском рынке скот измеряют в фунтах: 1 фунт приблизительно равен 0,45 кг.
В день исполнения обязательств по фьючерсу трейдеры не получают своих животных. Контракты являются расчетными и обычно используются производителями говядины для страховки от снижения цен на мясо.
Цены на эти фьючерсы сильно зависят от сезона: весной они растут, осенью падают. На динамику котировок влияет уровень потребления говядины на душу населения, госпрограммы закупок, цены на другие мясные продукты, количество и состояние пастбищ, а также погода.
Долгосрочный цикл производства является нерегулярным и составляет примерно восемь лет. Количество животных растет в случае высоких цен на скот и снижается в обратном случае.
В последние недели стоимость контрактов на живой скот остается стабильной. Цена на февральские фьючерсы на CME закрепилась на уровне 123,85 центов за фунт. Судя по всему, скот в цене расти не будет: Министерство сельского хозяйства США в ноябре отчиталось об увеличении поголовья скота на американских пастбищах на 10% по сравнению с прошлым годом.
Кроме живого скота, на CME торгуются контракты на скот, откармливаемый на убой и конечный продукт — свинину, бекон и говядину. А еще можно приобрести фьючерсы на прочую всевозможную еду: молоко, рис, масло, куриные яйца и даже сыр. Как и в случае со скотом, эти контракты не предусматривают поставок. Производители и дистрибьюторы используют их для хеджирования. Заработать на них сложно, так как они малоликвидны.
Например, на CME сыр торгуется в фунтах. Контракты заключают на 40-фунтовые блоки чеддера и 500-фунтовые бочки сыра с большим содержанием консервантов. В день таких соглашений заключается от 50 до нескольких сотен, один контракт рассчитан на 20 тыс. фунтов. Цена на сыр варьируется в зависимости от сорта, а главным фактором влияния является стоимость молока.
Строго говоря, на биржах торгуют не самим соком, а его замороженным концентратом. Большая часть фабричного апельсинового сока производится именно из него.
Технологии заморозки и длительного хранения концентрата получили широкое распространение в середине XX века. Тогда первые фьючерсы на апельсиновый сок и появились. В этом продукте заинтересованы многие: к примеру, одним из крупнейших потребителей концентрированного апельсинового сока является транснациональная компания Coca-Cola.
Большое влияние на котировки сока оказывает погода: засухи или ураганы способны нанести урон урожаю апельсинов и сильно поднять цену контрактов. Также серьезное значение имеют различные сельскохозяйственные болезни. В то же время удачный сезон, напротив, может уронить апельсиновые фьючерсы. Из-за этих факторов они отличаются высокой волатильностью.
К примеру, осенью 2016-го цены на апельсиновый сок взлетели на рекордную высоту на фоне опасений мирового дефицита цитрусовых. В тот сезон два крупнейших региона по производству апельсинов — Бразилия и американский штат Флорида — столкнулись с проблемами.
Экспорт цитрусовых из Бразилии сократился до минимума за два десятилетия из-за засухи и гибели апельсиновых деревьев. А во Флориде болезни цитрусовых привели к двукратному сокращению урожая по сравнению с 2015-м — при этом он сокращался пятый сезон подряд. В результате контракт на замороженный концентрат сока подорожал до рекордных $2,2575 за фунт.
Кроме погоды, ориентиром для инвесторов являются отраслевая статистика и прогнозы. К примеру, в начале декабря Министерство сельского хозяйства США заявило, что запасы апельсинового концентрата к 31 октября достигли 757,8 млн фунтов. Этот показатель — самый высокий за пять лет, он почти на 200 млн фунтов превысил уровни 2018 и 2016 годов.
По ходу 2019-го апельсиновый сок потерял в цене 21,4% и в мае обновил десятилетний минимум, упав до отметки $0,903 за фунт. Однако, по мнению аналитиков, в ближайшие недели апельсиновые фьючерсы ждет рост.
«Мне кажется, что цены на апельсиновый сок снижаются, так как в последние три месяца мы наблюдали боковой тренд. Поскольку мы приближаемся к очень изменчивому зимнему сезону во Флориде, возможные заморозки могут ударить по урожаю апельсинов. На данный момент еще рано судить, но я вижу перспективы роста, поскольку считаю, что потенциал снижения цен очень ограничен», — цитирует Investing.com эксперта компании Seery Futures Майка Сири.
На первый взгляд, само существование таких фьючерсов кажется абсурдом. Но на самом деле значительная часть мировой экономики — например, сферы энергетики, сельского хозяйства, развлечений — напрямую зависит от погоды. И потому она считается важным экономическим фактором. И погода может быть не только фактором влияния на биржевые товары, но и стать объектом торговли.
Фьючерсы на погоду — это инструмент торговли рисками. Если раньше для защиты от непредвиденных погодных условий бизнес использовал страхование, то в конце 1990-х возникла идея создать из погоды индекс, на основе которого создать спекулятивные инструменты. С их помощью компании смогли хеджировать климатические риски.
В 1999 году CME начала предлагать биржевые фьючерсы на погоду. Они представляли собой биржевые деривативы в денежном эквиваленте, отражающие месячные и сезонные средние температуры в 15 штатах США и пяти городах Европы.
В США контракт на погоду в зимние месяцы привязан к индексу отопления: он представляет собой температуру за те дни, когда для отопления используется энергия. Соответственно, летом контракты связаны с индексом охлаждения — температурой в те дни, когда энергия расходуется на работу кондиционеров.
Оба индекса рассчитываются в соответствии с отличием реальной средней температуры от базового показателя в 65 °F. Помимо температурных фьючерсов, на Чикагской бирже торгуются фьючерсы даже на снегопады, дожди и ураганы.
Материалы к статье