Инвестиции
Отключить рекламу
Темная тема
РБК Comfort
Рубрики
Другие проекты

Последние новости

Как платить за границей: 6 способов оплаты за рубежом
·
Подборки
USD 100,68
+0,46%
22 нояб. 2024 г.
22 нояб. 2024 г.
22 нояб. 2024 г.
Как меняются подходы к венчурным инвестициям в эпоху цифровизации
Pro
Как меняются подходы к венчурным инвестициям в эпоху цифровизации
·
Биржевые истории
0

Илон Маск хотел колонизировать Марс. Теперь он стал ближе к мечте

Еще лет 15 назад космос казался монополией больших государственных компаний — но затем появился Илон Маск. Он доказал, что осваивать космос может и частная компания. Рассказываем историю SpaceX
Илон Маск хотел колонизировать Марс. Теперь он стал ближе к мечте
(Фото: ESA / Getty Images)

PayPal, Tesla, Hyperloop — эти слова для многих стали символами прогресса и будущего. Все это — проекты Илона Маска, одного из самых знаковых бизнесменов современности. Но, пожалуй, его главное и самое успешное дело — космическая компания SpaceX.

30 мая 2020 года она впервые в истории частных компаний запустила человека в космос. Теперь SpaceX может стать основным подрядчиком NASA и окончательно сделать космические полеты коммерческой сферой. А еще — приблизиться к колонизации Марса, что Маск считает главной целью.

Менее чем за 20 лет из стартапа, в который никто не верил, SpaceX превратилась в одного из лидеров мировой космической индустрии. Как это вышло — в нашем тексте.

SpaceX родилась после неудачных переговоров с Россией

Маск всегда мечтал о колонизации Марса — он считал, что людям нужны межпланетные перелеты для развития цивилизации и для того, чтобы избежать уничтожения жизни на Земле. Он хотел вдохновить человечество путем доставки миниатюрной теплицы с земными растениями на поверхность планеты. Для этого ему нужна была ракета — но тут возникли сложности.

Цены на американскую продукцию его не устроили, и осенью 2001 года Маск поехал в Россию, чтобы купить переоборудованную межконтинентальную баллистическую ракету «Днепр». С ее помощью он хотел отправить на Марс мышей.

В биографии бизнесмена «Илон Маск: Tesla, SpaceX и поиски фантастического будущего» рассказывается о нескольких встречах с представителями НПО имени Лавочкина и компании «Космотрас» — однако все они закончились безрезультатно, так как россияне не приняли предложения Маска всерьез.

Основатель SpaceX Илон Маск
Основатель SpaceX Илон Маск
(Фото: Kevork Djansezian / Getty Images)

В феврале 2002-го Илон вернулся в Москву с чемоданом денег (буквально) и намерением приобрести сразу три ракеты. Однако представители «Космотраса» затребовали у него $8 млн за одну ракету, в то время как американец был готов заплатить столько за две. В итоге сделка сорвалась, а Маск покинул Россию.

Прямо в самолете Илон составил примерный план дальнейших действий и сказал шокированным партнерам, что будет строить ракеты сам. Один из инвесторов SpaceX Стив Джурветсон рассказывал о подсчетах Маска, из которых выходило, что сырье для создания ракеты составляло всего три процента от ее цены. С этого и началась история SpaceX.

SpaceX начала с неудач и исправилась в самый нужный момент

В 2003 году SpaceX купила бывший ракетный полигон в Техасе и переделала его под испытания за $50 млн. Хотя в планах Илона был запуск первой ракеты к ноябрю 2003 года, свою ракету-носитель SpaceX разработала лишь к 2006 году. Маск назвал ее Falcon 1 («сокол») — в честь корабль «Тысячелетний сокол» из «Звездных войн».

Первый пуск состоялся 24 марта 2006 года и окончился аварией в двигателе первой ступени — виновата была утечка керосина. Ракета упала в воду недалеко от места старта. Впрочем, Илон признавался, что ничего другого и не ожидал. На тот момент в компании работало 160 человек, а все инвестиции ограничивались $100 млн самого Маска.

Как друзья из одной компании изменили мир: история «мафии PayPal»
PayPal,
Как друзья из одной компании изменили мир: история «мафии PayPal»

Затем было еще два неудачных пуска, причем в последнем случае ракета потеряла полезную нагрузку: военный спутник США и пару малайзийских микроспутников. Еще один провал мог поставить крест на перспективах компании.

Черная полоса завершилась 28 сентября 2008-го. Тогда Falcon 1 стала первой в истории частной ракетой на жидком топливе, вышедшей на орбиту Земли с макетом груза.

«У нас дым из ушей валил. В это время у нас фактически не было денег, и четвертый провал был бы абсолютным концом игры для компании», — так рассказывал о том моменте сам Маск. И вскоре NASA сенсационно предложила бизнесмену контракт на 12 полетов к МКС и $1,6 млрд — это спасло SpaceX.

В 2008-м компания получила $20 млн инвестиций от венчурного фонда Founders Fund. Эти деньги помогли разработать более тяжелую ракету-носитель Falcon 9, с первой попытки полетевшую успешно.

Посадка ракеты Falcon 9
Посадка ракеты Falcon 9
(Фото: NASA / Handout)

В том же году она вывела на орбиту корабль Dragon — первый частный космический корабль, разработанный по заказу NASA. Маск назвал его в честь песни американской фолк-группы Peter, Paul and Mary «Puff, the Magic Dragon». Маск говорил, что сделал это из-за критиков, которые считали его цели после основания SpaceX недостижимыми. Dragon — до сих пор единственный грузовой корабль, который может вернуть груз из космоса.

В декабре 2010-го SpaceX намекнула, что корабль Dragon перевезет в космос спецгруз, но не сообщила какой. После успешного испытательного полета компания сообщила, что именно вывела на орбиту — это было колесо сыра в спецконтейнере с надписью «Совершенно секретно». Таким образом SpaceX сделала отсылку к скетчу в сырном магазине комик-труппы «Монти-Пайтон». Корабль выловили в Тихом океане и торжественно водрузили под потолок производственного комплекса SpaceX в Хоторне.

В 2012-м второй и третий испытательные полеты Dragon объединили: в итоге корабль успешно пристыковался к МКС (Международной космической станции) и доставил продовольствие, одежду и оборудование. С тех пор Dragon регулярно возит грузы на МКС.

Давней целью Маска была многоразовая система запуска — она позволила бы резко удешевить себестоимость. «Только представьте, во сколько обходились бы поездки на машинах или полеты на авиалайнерах, если бы они были одноразовыми, как ракеты», — говорил Маск.

И в 2015-м SpaceX после нескольких неудачных попыток добилась успешного возвращения (вертикальной посадки) первой ступени ракеты Falcon 9. Первая ступень больше не терялась безвозвратно, и некоторые элементы можно было использовать повторно. 

С Crew Dragon компания перешла на новый уровень

В 2014 году SpaceX презентовала многоразовый пилотируемый корабль Crew Dragon, способный перевозить до семи астронавтов на МКС. Его фишка — возможность совершать управляемую посадку на Землю с точностью вертолета. Первый беспилотный запуск состоялся в марте 2019-го.

А первый полет с астронавтами на борту состоялся 30 мая 2020 года. Это уникальное событие в истории космической индустрии: раньше частные компании лишь запускали спутники и доставляли грузы — полеты с астронавтами на борту им не доверяли.

Кроме того, для NASA это будет первый полет с участием астронавтов с 2011 года, когда закрыли программу «Спейс Шаттл» — почти целое десятилетие людей на МКС доставлял только «Роскосмос».

SpaceX отлично делает яркие истории из своих успехов

SpaceX и Маск всегда могли великолепно себя продвинуть. Вот лишь пара примечательных примеров, добавлявшие популярности компании и ее основателю:

В июне 2007-го актер Роберт Дауни-младший, готовившийся к роли изобретателя Тони Старка в «Железном человеке», побывал в производственном комплексе SpaceX. Его настолько поразило увиденное, что он попросил режиссера Джона Фавро разместить в мастерской Старка электрокар Tesla Roadster. А сам Маск, по мнению Дауни-младшего, мог быть другом его персонажа. В итоге Илону досталась эпизодическая роль в «Железном человеке-2», часть съемок которого проходила на заводе SpaceX.

(Фото: Getty Images)

А в феврале 2018-го компания запустила сверхтяжелую ракету-носитель Falcon Heavy, способную доставить на низкую околоземную орбиту до 64 тонн груза. Она стала самой мощной из существующих ракет-носителей. В качестве полезной нагрузки SpaceX отправила в космос электрокар Tesla Roadster с манекеном в скафандре и диском с романами цикла «Основание» Айзека Азимова.

У SpaceX колоссальные планы: от освоения Луны до колонизации Марса

В случае успешного полета NASA сертифицирует Crew Dragon и Falcon 9 для доставки астронавтов — следующий пилотируемый полет может состояться уже осенью. Но планы SpaceX простираются гораздо дальше отправки людей на МКС.

Компания была выбрана NASA в числе разработчиков проектов лунных модулей для космической программы Artemis. Цель программы — отправка людей на южный полюс Луны к 2024 году и организация постоянных миссий к 2028 году. Агентство уже выделило SpaceX $135 млн на разработку многоразового корабля Starship. Правда, пока с ним проблемы: 30 мая уже четвертый прототип корабля взорвался после проведения огневых испытаний нового метанового двигателя. Кроме того, в Техасе SpaceX достраивает собственный частный космодром.

Одним из направлений работы компании является космический туризм: в феврале 2020-го SpaceX и Space Adventures подписали контракт об отправке первых клиентов на корабле Crew Dragon в 2021–2022 годах. А на 2023 год у SpaceX забронирован полет вокруг Луны для японского миллиардера Юсаку Маэдзавы.

Корабль Crew Dragon
Корабль Crew Dragon
(Фото: David McNew / Getty Images)

Еще один мегапроект SpaceX — программа по обеспечению высокоскоростным интернетом всей Земли. Компания начала запускать спутники в 2019 году, и к апрелю на орбите было уже 418 спутников из запланированных 12 тыс. Для минимального покрытия этого уже хватает, для приемлемого — необходимо довести их число до 720.

Другие планы SpaceX еще более амбициозны. Компания разработала проект Межпланетной транспортной системы, предполагающий создание многоразового космического транспорта для доставки людей на Марс с прицелом на его колонизацию. Для этого Маск собирается использовать корабли Starship. Первый грузовой корабль на Марс SpaceX собирается отправить в 2022 году, а первую миссию с людьми — не раньше 2024 года.

SpaceX — один из лидеров отрасли. И возможно, все только начинается

Маск в разы сократил расходы на полет к МКС. По мнению специалистов SpaceX, это не предел: благодаря повторному использованию ступеней и увеличению масштабов производства компания сможет снизить цены еще в несколько раз — до $5–7 млн за один запуск.

(Фото: Joe Raedle / Getty Images)

По числу запусков SpaceX уже среди лидеров: в 2018-м Falcon 9 стала первой по количеству полетов (более половины всех коммерческих запусков). В 2019-м ракеты Маска уступили по числу запусков лишь российскому «Союзу». А в 2020-м компания стала крупнейшим спутниковым оператором мира. Рыночная оценка компании превысила $30 млрд.

SpaceX — по-прежнему многообещающая компания, перспективы которой захватывают. 15 лет назад у нее не было даже ракеты — а теперь она отправляет людей в космос.

SpaceX началась с нескольких десятков энтузиастов, а теперь объединяет более 6 тыс. квалифицированных специалистов. Она преобразила рынок космических запусков, заставив всю отрасль меняться вслед за собой. И с такими темпами развития даже мечты о Марсе перестают казаться слишком далекими — SpaceX доказала, что умеет удивлять и превосходить самые смелые прогнозы.

Все материалы нашего проекта доступны в Яндекс.Дзене. Подпишитесь, чтобы быть в курсе

Поделиться

Материалы к статье

Глеб Каланов
Глеб Каланов

Виджеты

Мой портфель

Вы недавно смотрели

Котировки

RTSI
15:10
811,51
0,97%