Инвестиции
Реклама, Банк ВТБ (ПАО), 0+
·
Акции на хайпе
0

Онлайн-продажи и «облака». Как акции Alibaba подорожали на 360% за 5 лет

Alibaba давно перестал быть просто площадкой для розничных продаж в Китае. Она продает товары по всему миру и развивает облачные технологии, конкурируя с Amazon на глобальном рынке
Онлайн-продажи и «облака». Как акции Alibaba подорожали на 360% за 5 лет

Стоимость бумаг 3 января 2019 года: $130,6 за акцию

Стоимость 1 сентября 2020 года: $298 за акцию

Динамика: +128,2%

Причина роста: рост популярности интернет-магазинов, закрепление компании на облачном рынке

Перспективы: курс на развитие собственных технологий, восстановление китайской экономики, привычка населения покупать товары онлайн

Риски: трения Китая с США и Индией

Китайский интернет-гигант Alibaba основал бывший преподаватель английского языка Ма Юнь, или Джек Ма, как его называют в англоязычных СМИ. Он начал свой бизнес в 1999 году, позаимствовав название из сказки про Али-Бабу.

Вместе с друзьями он задумал Alibaba как площадку, где могли бы торговать малые и средние предприятия. Сейчас Alibaba — одна из крупнейших розничных онлайн-компаний, а собственный капитал Джека Ма составляет $48,9 млрд.

Помимо розничных продаж, Alibaba работает в сфере цифровых медиа, успешно развивает облачный бизнес и финтех-направление, инвестирует в технологии искусственного интеллекта и другие инновации.

В свободном обращении на бирже сейчас находится 99,73% всех акций Alibaba. Джеку Ма принадлежит 4,8% акций, а исполнительному вице-президенту Джозефу Цаю — 1,6%. В свои портфели бумаги Alibaba купили такие инвестиционные компании, как Vanguard Group и BlackRock.

За пять лет акции интернет-гиганта выросли на 360%, только за последние полтора года они прибавили около 130%. Индекс NYSE за то же время вырос на 17%.

Такого роста Alibaba добился отчасти благодаря быстрому подъему экономики Китая и увеличению доходов его жителей. Компания сумела уловить развивавшийся тренд на цифровизацию общества и развитие онлайн-продаж. За пять лет число активных покупателей розничных торговых площадок Alibaba увеличилось с 350 млн до 742 млн человек.

Совокупная выручка компании за это же время взлетела почти в шесть раз — до $71,99 млрд, а чистая прибыль — в пять раз, до $19,82 млрд. Рост прибыли в основном происходил за счет ключевого бизнеса, так как другие три подразделения компании пока генерируют убытки.

Особенно сильно тенденция к цифровизации проявилась во время пандемии коронавируса COVID-19. Из-за вынужденной самоизоляции через интернет-магазины начали покупать товары даже пожилые люди, ранее не следившие за развитием технологий. Alibaba также стал крупнейшим поставщиком облачных услуг в Китае.

В первом квартале — в самый разгар карантина в Китае — совокупная выручка компании увеличилась на 15,9% по сравнению с тем же периодом прошлого года, до $16,1 млрд.

1. Ключевое направление деятельности Alibaba — торговые онлайн-площадки. На них приходится 84,6% выручки компании. Основные платформы для торговли — это Alibaba.com, AliExpress, Taobao и Tmall.

  • Alibaba.com — крупнейший сервис для онлайн-торговли в Китае. Он предназначен в основном для тех, кто хочет купить товары оптом;
  • на глобальной виртуальной торговой площадке AliExpress можно купить товары из Китая и других регионов, включая Россию и Европу. В отличие от оптовой площадки Alibaba, товары здесь продаются в розницу и мелким оптом;
  • онлайн-площадка Taobao очень похожа на eBay. Оба сайта работают по принципу потребитель-для-потребителя, но у Taobao есть филиал-ответвление Tmall, где свои товары потребителю продает бизнес.

У Alibaba есть также сеть продуктовых магазинов Freshippo; логистическая компания Cainiao; оптовый интернет-магазин 1688.com, который нацелен на внутренний рынок Китая, и приложение Lazada.com, предназначенное для покупки и продажи товаров в странах Юго-Восточной Азии.

На торговых онлайн-площадках Alibaba зарабатывает в основном на размещении рекламы и комиссиях, которые представляют собой небольшой процент от стоимости проданных товаров.

2. Облачный бизнес Alibaba, представленный Alibaba Cloud Intelligence, занимает самую большую долю азиатского облачного рынка. Успешно работает компания и за рубежом, конкурируя на мировом рынке с такими гигантами, как Amazon и Microsoft.

Облачное подразделение — одно из самых быстрорастущих в Alibaba. Во втором квартале выручка от облачных сервисов Alibaba выросла на 59% по сравнению с тем же периодом прошлого года, достигнув $1,75 млрд. Если в 2017 году доход от этого направления составлял 4,2% от совокупной выручки, то по итогам 2019 года показатель увеличился до 7,9%.

3. А вот доля подразделения «Цифровые медиа и развлечения» в общей выручке за это время наоборот сократилась с 9% до 5,3%. Этот бизнес представлен китайской кинокомпанией Alibaba Pictures Group. В направление также входят крупнейший в КНР видеохостинг Youku и компания-разработчик программного обеспечения UCWeb.

4. Четвертое направление бизнеса Alibaba — «Инновации и финтех». Сюда относятся электронная карта Amap, умная колонка Tmall Genie, компания Alibaba Health Information Technology, которая оказывает услуги по сбору и использованию медицинских данных, финтех-компания Ant Group.

Ant Group владеет крупнейшей в Китае платформой мобильных платежей Alipay, а также предоставляет услуги онлайн-банкинга, занимается кредитованием. В ближайшие несколько недель Ant Group планирует разместить свои акции на биржах Гонконга и Шанхая. Ожидается, что это IPO станет крупнейшим в мире.

Крупнейшее IPO в истории: финтех-дочка Alibaba оценила себя в $225 млрд
Ant Financial,
Крупнейшее IPO в истории: финтех-дочка Alibaba оценила себя в $225 млрд

Диверсификация. Alibaba представляет собой огромную экосистему, где каждая дочерняя компания хорошо интегрирована в общий бизнес. Такая диверсификация делает компанию более устойчивой к внешним шокам.

Сейчас внимание компании направлено на наиболее перспективное направление — облачное. В апреле Alibaba инвестировала в подразделение $28 млрд, увидев, что на фоне перехода компаний на удаленную работу резкое увеличился спрос на облачные хранилища и другие подобные технологии.

Рост китайской экономики. Экономика Китая по всем признакам уже оправилась от спада в первые три месяца 2020 года. Тогда ВВП рухнул на 6,8% в годовом сопоставлении. Уже во втором квартале он вырос на 3,2%, а Китай стал первой крупной экономикой, которая вернулась к росту после пандемии.

Переход населения на покупки онлайн. Вынужденная изоляция выработала у населения привычку покупать продукты и товары повседневного спроса через интернет. Услугами розничных сервисов Alibaba пользуются как в Китае, так и за рубежом. И хотя в других странах компания конкурирует с еще одним гигантом торговли — компанией Amazon — они «вполне успешно делят между собой глобальный рынок», пишет аналитик «Фридом Финанса» Евгений Миронюк.

Трения между Китаем и США. Сейчас основная проблема Alibaba — враждебные действия Вашингтона против китайских компаний. В августе президент США Дональд Трамп прямо сообщил, что США могут заблокировать деятельность Alibaba на своей территории.

«Политикам нужны эффектные шаги (накануне президентских выборов), и есть опасения, что последуют ограничения на бизнес Alibaba в США. Считаем, что на горизонте ближайшего квартала это не скажется значительно на финансовых показателях, но стратегически ограничит возможности экспансии на этот рынок, что замедлит рост выручки», — предупредил Миронюк.

Ухудшение отношений КНР с Индией. На днях Индия нанесла ощутимый удар по китайским IT-компаниям. Страна заблокировала доступ для своего населения к 118 китайским мобильным играм.

Индия — один из крупнейших потребителей игрового контента в мире, обрисовал положение аналитик «Фридом Финанса» Валерий Емельянов. К примеру, у мирового хита — многопользовательской онлайн-игры PUBG от китайского Tencent — в Индии 175 млн пользователей. Это четверть от всей аудитории игры в мире. Alibaba на этом фоне приостановила планы по расширению бизнеса в стране.

Конфликты с Индией и США замедляют экспансию Alibaba на мировой рынок. «Важнейшей задачей для Alibaba является расширение своего бизнеса за пределы регионов с уже достигнутыми высокими продажами, в частности на Запад. На домашнем же рынке, китайском, экспансия хоть и продолжается, но весьма ограниченно», — подвел итог Евгений Миронюк.

Управляющий партнер Exante Алексей Кириенко советует с осторожностью принимать решение о покупке акций Alibaba. «Покупка акций Alibaba — это, в первую очередь, ставка на перспективы роста экономики Китая, — пишет эксперт. — Однако последние месяцы наглядно показали, насколько США могут быть непредсказуемы и враждебны к китайскому бизнесу».

«Поэтому инвестору всегда стоит держать в уме возможность введения санкций, а также делистинг компании с американской биржи», — предостерег Кириенко. Он напомнил, что сейчас на фондовых рынках надулся пузырь и все активы значительно перекуплены.

На осторожность также настраивают новости об ухудшении отношений между Индией и Китаем. В таких условиях Емельянов не рекомендует рассматривать покупку акций китайских IT-компаний (включая Alibaba) на срок менее года.

Больше интересных историй и новостей об инвестициях вы найдете в нашем телеграм-канале «Сам ты инвестор!»

Поделиться

Материалы к статье

Валентина Гаврикова