Мир ждет второй волны COVID-19. Что это значит для фондового рынка
По данным Всемирной организации здравоохранения, на второй неделе сентября было зафиксировано около 2 млн новых случаев заражения коронавирусом. А по данным университета Джонса Хопкинса, 24 сентября установлен абсолютный рекорд: 361,9 тыс. новых инфицированных.
Число заболевших в России также растет: 25 сентября впервые с июня выявлено более 7 тыс. зараженных. И хотя власти заверяли, что повторного локдауна не будет, мэр Москвы Сергей Собянин уже вернул часть ограничений: с 28 сентября пожилым москвичам и гражданам, страдающим хроническими заболеваниями, предписано оставаться дома, а предприятиям рекомендовано снова перевести сотрудников на удаленку.
Угроза возвращения других ограничений также вполне реальна: в Испании на постоянной основе действует масочный режим, в Израиле объявлен всеобщий трехнедельный карантин, в Великобритании обязали все пабы и рестораны закрываться в десять вечера, а в отдельно взятой Шотландии даже запретили походы в гости.
Ведущий аналитик «Открытие Брокер» по глобальным исследованиям Андрей Кочетков уверен, что поскольку тотальный карантин оказался крайне разрушительным для экономики, на его повторное введение мало кто решится. Однако он не исключает ужесточения ограничений для мест массового скопления людей, от чего могут пострадать сфера развлечений, общественного питания, туризм.
При этом Кочетков отметил, что меры личной гигиены и санитарные предосторожности позволят сфере услуг, розничной торговли и другим сферам, где происходит общение продавца и покупателя, оставаться в рабочем режиме.
«Наиболее ощутимый удар со стороны COVID-19 могут испытать на себе Европа и США. Полномасштабный карантин, как весной, маловероятен. Однако точечные ограничения в отдельных странах и регионах, скорее всего, будут усилены. Это негативно скажется на мобильности населения и замедлит восстановление экономики», — заявил эксперт по фондовому рынку «БКС Брокер» Игорь Галактионов.
Аналитик инвесткомпании «Фридом Финанс» Евгений Миронюк уверен, что если вторая волна настигнет российскую экономику сильнее, чем в апреле-мае, спад проявится в финансовой отрасли. Растущая закредитованность предприятий и организаций сочетается с трудностями погашения существующих кредитов, что может вызвать рост просроченной задолженности в банках и перерасти в долговой кризис, заключил эксперт. Также он допустил рост стоимости золота выше $2000 за унцию.
«Для рынка акций такая ситуация означает, что наметившееся перераспределение инвестиций в цикличные сектора вновь затормозится. На первый план повторно выйдут бумаги компаний, выигрывающих от пандемии. Отчетность за второй квартал показала основных лидеров. Это и компания доставки FedEx, и онлайн-мегамаркет Amazon, и онлайн-кинотеатр Netflix, и сервис видеоконференций Zoom. В России можно говорить, что от мер социального дистанцирования также выигрывают IT-компании, включая «Яндекс» и Mail.ru Group», — заявил Андрей Кочетков.
Игорь Галактионов считает, что более устойчивыми могут оказаться акции зрелых компаний, ориентированных на внутренний спрос — традиционно в четвертом квартале сильные результаты могут показать компании из отраслей ретейла и девелопмента. Эксперт также выделил бумаги АФК «Система», «МТС» и Московской биржи.
На прошлой неделе Международное энергетическое агентство снизило прогноз мирового спроса на нефть в 2020 году, объяснив это неопределенностью данных относительно перебалансировки нефтяного рынка и ожиданиями падения спроса на 8,4 млн баррелей в сутки с 2019 года. ОПЕК также понизила прогноз спроса на нефть, ожидая, что он упадет на 9,5 млн баррелей в сутки в 2020 году.
Андрей Кочетков отметил, что из-за угрозы второй волны восстановление спроса на нефть замедлится, поскольку сектор авиаперевозок снова оказался под ударом. Он добавил: «Однако пандемия привела к тому, что люди стали чаще пользоваться личным транспортом. Соответственно, если не будет тотального карантина, то спрос на топливо останется на уровне лета текущего года».
По мнению Игоря Галактионова, для России негативный эффект от COVID-19 стоит рассматривать через призму спроса на жидкое топливо. Цены на нефть являются наиболее чувствительными к текущему кризису, так что акции нефтегазового сектора могут оставаться в числе отстающих до конца 2020 года, добавил он.
«В нефтегазовом секторе эффект неоднозначен. Слабый рубль может, с одной стороны, поддержать маржинальность бизнеса, но с другой — более высокие доходы дадут больше оснований правительству для ужесточения налоговой нагрузки. В итоге позитивный эффект со стороны валютного фактора может оказаться нивелирован», — заявил Галактионов.
Ралли американского фондового рынка весной и летом давало надежды на V-образное восстановление мировой экономики, однако увеличение числа зараженных делает этот сценарий малореальным. Ключевым фактором здесь становится вакцина против COVID.
«Никакой речи о V-образном восстановлении экономики в Европе и США не идет. В России сфера услуг и развлечений не являются доминирующими в деловой активности, поэтому замедление восстановления будет не столь сильным, как в странах, где доля непроизводственной экономики занимает более 50%», — заявил Кочетков.
Эксперт добавил, что основные надежды рынков связаны с появлением эффективных вакцин, которые переведут проблему COVID-19 в чисто медицинскую плоскость. В России начало массовой вакцинации ожидается уже до конца года, а в США и Европе она может стартовать в первом квартале 2019 года. Соответственно, настоящее восстановление экономики начнется в ближайшие три — шесть месяцев, но от властей многих стран потребуются дополнительные меры поддержки, дабы малый и средний бизнес смог вернуться к работе, заключил Кочетков.
Евгений Миронюк также уверен, что новые волны пандемии сильно замедлят деловую активность и восстановление спроса в реальном секторе мировой экономики, в том числе в США. По его мнению, если общий спад не будет сопровождаться ростом инфляции, а экономические показатели окажутся хуже, чем во время максимального задействования карантинных мер в апреле-мае, то широкий круг активов от акций до сырьевых товаров начнет терять в цене.
Миронюк также смоделировал наихудший сценарий: «В случае негативного развития событий, например при жестком локдауне в ведущих странах, фондовые индексы крупных стран могут скорректироваться на 20–30%. Более волатильные рынки развивающихся стран могут потерять до половины капитализации. Коррекция коснется и защитных активов, но снижение их стоимости будет ограниченным. Все же благодаря высокой ликвидности, предоставляемой основными регуляторами, восстановление будет соответствовать темпам, наблюдаемым в мае-июле».
Почему инвестиции в КНДР и Венесуэлу — самые перспективные? Потому что вложения в разрушенные страны приносят гигантскую прибыль. Так считает легенда Уолл-стрит Джим Роджерс — летом мы сделали с ним интервью. А 1 октября проведем вебинар, где вы сможете лично задать ему свои вопросы. Купить билет.
Материалы к статье