В США заканчивается эпоха «печатного станка». Какие акции выстоят
Тональность выступления Джерома Пауэлла на симпозиуме в Джексон-Хоуле в пятницу, 27 августа, оказалась намного мягче, чем ожидали аналитики.
Пауэлл сообщил, что экономика достигла той точки, когда она больше не нуждается в существующих объемах поддержки со стороны Федрезерва, и отметил, что «было бы уместно начать снижать темпы покупки активов в этом году». В то же время глава ФРС не назвал конкретных сроков сворачивания программы выкупа. Участники рынка восприняли это как сигнал, что, скорее всего, это произойдет ближе к концу года, написала в обзоре эксперт SberCIB Алиса Закирова.
Важным моментом выступления стали слова о том, что начало сокращения выкупа не означает автоматического повышения процентных ставок. Пауэлл отметил, что преждевременное ужесточение политики может оказать пагубное влияние на экономику.
Рынки с энтузиазмом восприняли слова Пауэлла: фондовые индексы США обновили свои исторические максимумы. По итогам торгов 27 августа S&P 500 вырос на 0,88%, до 4509,38 пункта, NASDAQ Composite — на 1,23%, до 15129,5 пункта. Dow Jones в течение дня рос на 0,75%, до 35479,18 пункта, но не обновил рекорд.
Выступление главы ФРС также повысило спрос на рисковые активы и ослабило доллар США. В частности, в пятницу американская валюта упала по отношению к рублю на 68 копеек — с ₽74,23 до ₽73,55.
Индекс Мосбиржи завершил торги 27 августа ростом на 0,93%, а в начале основной сессии в понедельник резко прибавил 0,73% и на 10:25 мск торговался на отметке 3915,75 пункта.
«Судя по динамике акций, полагаю, ключевые инвесторы ожидали более жесткого заявления Пауэлла о сворачивании стимулов осенью и повышении ставок в конце 2022 года или начале 2023-го», — сказал агентству Bloomberg глава аналитического департамента FBB Capital Partners Майк Бейли.
Сейчас ФРС ежемесячно выкупает на открытом рынке казначейские и ипотечные облигации на сумму $120 млрд. Цель такого выкупа — стимулирование экономики и финансового рынка, пострадавших от пандемии. Сворачивание программы будет означать колоссальный отток финансовых ресурсов с рынка, так как именно они были ключевым фактором роста котировок во время пандемии.
«Политика «количественного смягчения» подняла цены на все активы, вызвала искусственный рост всех индексов — и развитых, и развивающихся стран. А с учетом роли доллара США как резервной валюты и валюты международного товарооборота вся мировая экономика оказалась накачана этой дополнительной эмиссией долларов. Поэтому единственным возможным эффектом от «начала снижения темпов выкупа активов», анонсированных Пауэллом, может быть только коррекция», — уверен главный аналитик инвесткомпании «Алор Брокер» Алексей Антонов.
Последние сделки крупнейших фондов США говорят о том, что они уже начали готовиться к возможному обвалу на рынке акций. В частности, крупнейший хедж-фонд мира Bridgewater Associates, основанный знаменитым инвестором Рэем Далио, почти вдвое сократил долю в фонде SPDR S&P 500 ETF Trust, который отслеживает акции индекса широкого рынка США S&P 500. Одновременно фонд купил бумаги защитных секторов — Coca-Cola, торговой сети Walmart, Procter & Gamble и Johnson & Johnson, а также ETF на акции развивающихся рынков iShares MSCI Emerging Index Fund.
В то же время управляющий директор Газпромбанка по направлению Private Banking Егор Сусин полагает, что если ставки останутся на нынешних рекордно низких уровнях, рост акций может продолжиться. «Я по-прежнему считаю, что акции в текущей ситуации будут оставаться основным, наиболее качественным инструментом инвестирования — просто потому, что монетарная политика так или иначе останется мягкой. Коррекции, которые мы увидим, — скорее, это хорошие возможности для входа в рынок», — сказал эксперт «РБК Инвестициям».
Все 106 экспертов, опрошенных сервисом Refinitiv, полагают, что на заседании 22 сентября американский центробанк сохранит ставку на текущем уровне 0–0,25%. Аналогичного мнения придерживаются инвесторы: сейчас они закладывают в фьючерсные контракты, привязанные к базовой процентной ставке ФРС, 83,3%-ную вероятность, что ставка в текущем году останется без изменений.
Представить, как рынок может отреагировать на сворачивание программы QE (количественного смягчения), можно, посмотрев на динамику рынка в конце 2013-го и в 2014 году. В этот период ФРС начала сокращать темпы выкупа активов в рамках предыдущей программы QE.
Предыдущую программу выкупа активов ФРС запустила во время кризиса 2008–2009 годов. Всего программа пережила три раунда, и на заседании в декабре 2013 года Бен Бернанке, который был на тот момент главой ФРС, объявил о постепенном сворачивании количественного смягчения. Федрезерв на каждом заседании начал уменьшать сумму ежемесячного выкупа на $10 млрд, и в октябре 2014 года программа была закрыта. Первоначально ФРС каждый месяц выкупала активы на $85 млрд.
Тогда изменение политики американского центробанка вызвало панику среди инвесторов. Они начали распродавать казначейские облигации, что привело к сильному росту их доходности. Финансовые СМИ назвали эту реакцию рынка taper tantrum, или «истерика сужения». Многие эксперты ожидали такого же обвала на рынке акций, однако этого не произошло.
CNBC составил список из 15 компаний, которые выросли больше чем на 30% в период сокращения программы выкупа активов в 2013–2014 годах. В него вошли десять компаний технологического сектора, пять — из сектора здравоохранения, три — из промышленного сектора и две — из энергетического. CNBC отмечает, что некоторые акции, которые тогда показали хорошие результаты, пользуются популярностью и сейчас.
В первой тройке — авиаперевозчик Southwest Airlines (+82,6% со 2 января по 31 октября 2014 года), производитель видеоигр Electronic Arts (+79,5%) и страховщик Centene Corporation (57%). Кроме того, в список попали производитель полупроводников Micron (+50,8%), биотех Vertex Pharmaceuticals (+52,6%), железнодорожная компания Union Pacific (+39,4%), газодобывающая компания Williams Companies (+45%), Facebook (+37,1%), Apple (+36,7%) и другие.
Мы спросили экспертов, какие компании могут выиграть во время сокращения программы выкупа активов на этот раз.
Наталья Малых, руководитель отдела анализа акций ФГ «Финам»: «Вряд ли мы увидим существенное влияние сворачивания QE в США на S&P 500. На этом рынок спекулирует уже давно, и прогнозы сворачивания QE в США — это не новость. Можем наблюдать локальное повышение волатильности и ценовую коррекцию в результате ребалансировки портфелей фондов на этом фоне, но в целом американский рынок устойчив.
Действия ФРС будут позитивны для доллара и могут вызвать коррекцию на рынке сырьевых товаров. Соответственно, сильнее будут смотреться акции, ориентированные на внутреннее потребление, в частности ретейл, и слабее — сырьевые компании, а также компании, ориентированные на экспорт и с большой частью бизнеса за рубежом. Но мы считаем влияние этого фактора ограниченным, поскольку на рынке доминируют другие тенденции».
Юлия Мельникова, аналитик УК «Альфа-Капитал»: «В теории сворачивание программы выкупа активов приводит к росту доходности облигаций, так как предложение на рынке сохраняется высоким. Тогда среди бенефициаров будет финансовый сектор, который особенно чувствителен к динамике ставок. Отдельно стоит выделить розничные банки с большой долей процентных доходов, такие как Wells Fargo и Bank of America. Сворачивание QE также означает начало ужесточения денежно-кредитной политики и возвращение к обсуждению повышения ставок. Таким образом, стоит обратить внимание на защитные сектора, такие как, например, фармацевтический рынок. Этот сектор представлен такими компаниями, как Johnson & Johnson и Bristol-Myers Squibb».
Оксана Холоденко, начальник отдела аналитики и продвижения «БКС Мир инвестиций»: «В турбулентные периоды лучше рынка традиционно чувствуют себя защитные сектора — здравоохранения, товары первой необходимости, коммунальные услуги. Помимо этого, рост рыночных процентных ставок и усиление волатильности на биржевых площадках благоприятны для доходов американских банков.
Среди наиболее интересных историй в период сокращения программы QE можно выделить акции Bank of America, NextEra Energy, AbbVie. От текущих уровней бумаги имеют долгосрочный потенциал роста около 5%. В случае коррекции на горизонте 12 месяцев речь может идти о снижении на 15%. Наибольшая просадка локально возможна в акциях Bank of America».
Владимир Потапов, главный исполнительный директор «ВТБ Капитал Инвестиции»: «Если это будет происходить планомерно и соответствовать коммуникации ФРС, то влияние на рынок в целом будет небольшим. На американском рынке от роста доходностей американских гособлигаций особенно выиграют региональные банки, так как их маржинальность кредитования вырастет наиболее ощутимо, а также ускорятся темпы роста кредитования. Можно выделить банковскую холдинговую компанию Huntington, финансовый холдинг Truist Financial Corporation, банк Wells Fargo».
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
Материалы к статье