Биржа США провела кошмарное IPO. Акции рухнули на 99,9% за 2 секунды
BATS Global Markets появилась в 2005 году как биржевая площадка для высокочастотной торговли (HFT). Ее основатель программист Дейв Каммингс сделал это в ответ на поглощения небольших биржевых операторов гигантами NYSE и NASDAQ, занявших в какой-то момент 90% рынка биржевых услуг и повысивших комиссии.
Комиссии — критически важный фактор для высокочастотных HFT-трейдеров, совершающих гигантское количество сделок внутри дня: объем этих сделок оборачивается весомой комиссией, способной съесть всю прибыль. BATS же предлагал более низкие тарифы. Компания ориентировалась на электронные сервисы при осуществлении торгов и использовала самое передовое программное обеспечение.
HFT-трейдинг — вид алгоритмической торговли, позволяющий совершать сделки с ценными бумагами за миллисекунды. Торговля ведется с помощью роботов и мощных компьютеров, способных совершать огромное число сделок за кратчайшее время.
И у нового оператора все получилось: BATS довольно быстро переманила к себе множество HFT-трейдеров (как частных, так и институциональных), за несколько месяцев заняв примерно 10% рынка. Через пару лет она вышла на европейский рынок. У компании было несколько площадок (BZX Exchange, BYX Exchange, Chi-X), обеспечивших BATS чистую прибыль.
К 2012 году на волне успеха BATS решила сама выйти на биржу и разместить 6 млн ценных бумаг. К моменту IPO она была третьим по величине биржевым оператором США, контролируя 11% объема фондового рынка и 3% объема опционов на акции. Диапазон размещения планировался на уровне $16–18 за бумагу. Главная фишка — первичный листинг провести предполагалось на собственной площадке BZX, а не на NYSE или NASDAQ.
IPO превратилось в кошмар и продлилось всего 9 секунд. За это время котировки рухнули почти до нуля
Торги стартовали 23 марта, в 11:14 по местному времени, с отметки в $15,25. Потом события развивались настолько стремительно, насколько это вообще возможно: всего через секунду цена одной акции рухнула до $3. В следующую секунду акции обесценились практически до нуля в прямом смысле слова — упали до $0,0002. Затем цена выросла до $0,04.
Все закончилось через 9 секунд — торги были остановлены. Участвовавшие в IPO инвесторы не успели ничего понять и увидели бумаги биржи уже обесценившимися.
Всего за 17 минут до IPO произошел другой странный сбой. По данным Bloomberg, акции Apple, торговавшиеся на одной из площадок BATS, с уровня выше $598 ненадолго рухнули примерно на 9%, до $542,8, из-за чего торги приостановились. Обвал вызвала всего одна сделка на 100 акций, а перед остановкой было совершено еще две, вернувшие бумаги на прежний уровень. Обрушить сверхликвидные акции Apple всего одной сделкой невозможно — очевидно, что с биржей BATS в тот день было что-то не так.
Причина катастрофы была названа через 8 часов. Исполнительный директор и руководитель BATS Джо Раттерман рассказал Financial Times, что, несмотря на все тесты программного обеспечения, уникальная комбинация ордеров привела к сбою. Установка софта для IPO вызвала ошибку сразу после 10:45 и затронула все акции, тикеры которых начинались с букв от A до BFZZZ, в том числе и собственные акции биржи.
Самое забавное, что площадки BATS до провального IPO считались самыми технологически продвинутыми и надежными: Bloomberg писал, что, по сведениям компании, биржа BZX была доступна в течение 99,94% времени, а BYX — в 99,998%. BZX в среднем обрабатывала около 29 тыс. ордеров в секунду.
Позднее BATS признала, что некая системная ошибка еше задолго до IPO влияла на торговлю в целом: оказалось, что с 2008 года более 400 тыс. сделок на бирже проводились по ценам, отличным от национальных, что было нарушением законов. За это регулятор оштрафовал BATS.
Сделки того дня были аннулированы, а IPO отменено. Получилась история, очень похожая на знаменитый Flash Crash, устроенный трейдером-аутистом Навиндером Сингхом Сарао.
Вокруг IPO BATS появилась теория заговора: крах могли устроить намеренно
Хотя официальной причиной считается программный сбой, существуют и иные версии. Чикагский поставщик рыночной информации Nanex проанализировал по долям секунды все данные во время, вероятно, самых коротких торгов в истории. По их данным, обвал обеспечили 567 операций, которые провел HFT-алгоритм, запущенный с неизвестного терминала, имевшего прямой выход на NASDAQ — именно на этой бирже были совершены обвалившие котировки сделки.
Алгоритм отправлял заявки лотами минимум в 100 акций, которые должны были либо сразу исполняться, либо отменяться — то есть делал так называемые флэш-ордеры IoC (Immediate Or Cancel). Всего за несколько секунд это опустило котировки в ноль.
В Nanex обратили внимание, что сбои с аномальным падением котировок на биржах BATS были зафиксированы не только в акциях Apple, но и по бумагам Bed Bath & Beyond, Amgen и Acorda Therapeutics. Нашлись и иные странности: оказалось, что торговая активность в бумагах BATS наблюдалась еще в 10:45 — уже тогда начались первые фактические сделки. Специалисты фирмы задались вопросом: как торги могли начаться раньше официального старта почти на 30 минут, за которые было совершено 952 сделки.
Nanex прямо намекала на многочисленные странности, но не стала делать никаких выводов и просто перечислила все факты. Было ли это реальной целенаправленной атакой конкретных злоумышленников или же все это просто стечение обстоятельств, произошедшее именно в день IPO, неизвестно. Изыскания Nanex остались без внимания — сама BATS Global Markets взяла всю ответственность на себя, никакого серьезного расследования проведено не было.
BATS все же провела успешное IPO спустя четыре года
Президент и председатель совета директоров BATS Global Markets Джо Раттерман назвал произошедшее позором и всего через несколько дней лишился своего второго поста.
Площадка получила колоссальный репутационный удар. «Думаю, некоторые компании могут сказать: «Если они не могут провести собственное IPO, тогда как они разместят наши акции?» Есть проблема доверия к листингу BATS», — заявлял Reuters консультант из Bright Trading LLC Деннис Дик.
В 2013 году BATS приобрела конкурирующую компанию Direct Edge и стала крупнейшим биржевым оператором ETF и вторым по величине оператором фондового рынка, опередив NASDAQ.
В 2016 году BATS Global Markets решилась повторить IPO — снова на собственной площадке. На этот раз компания серьезно подготовилась: тесты заняли 100 дней, отрабатывались объемы торгов, в три раза превосходившие объемы в день IPO Facebook в 2012-м.
На этот раз все прошло хорошо: в первый день торгов (15 апреля 2016 года) бумаги подскочили на 21%. Компания привлекла более $250 млн, оформив крупнейшее IPO года на тот момент.
Сейчас BATS принадлежит компании-владельцу Чикагской биржи опционов Cboe Global Markets, поглотившей ее в 2017 году за $3,2 млрд. Новый собственник провел делистинг — и теперь бумаги BATS больше не торгуются на бирже.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
Материалы к статье