Аэрокосмическая компания Ричарда Брэнсона Virgin Galactic отложила первый коммерческий полет на четвертый квартал 2022 года. Компания сообщила, что изменила планы из-за того, что в октябре планирует начать работы по ремонту и усовершенствованию космического корабля и самолета-носителя VMS Eve.
В пресс-релизе Virgin Galactic пояснила, что в последнем испытании обнаружила «возможное снижение запаса прочности некоторых материалов». «Программа усовершенствования предназначена для дальнейшего увеличения запаса прочности, что позволит повысить надежность, долговечность и снизить требования к техническому обслуживанию при коммерческой эксплуатации», — отметила компания.
Представитель Virgin Galactic рассказал телеканалу CNBC, что этот процесс продлится от восьми до десяти месяцев и завершится в период с июня по август 2022 года. И только тогда корабль Unity сможет вновь подняться в космос. Ранее Virgin рассчитывала начать регулярные коммерческие полеты с космическими туристами в начале 2022 года, писал телеканал CNBC.
После окончания технических работ компания намерена завершить программу испытаний VMS Eve и космолета. Virgin Galactic планирует еще два тестовых полета — Unity 23 и Unity 24. Конкретные даты она пока не называет. Но известно, что компания проведет испытательный полет с экипажем из четырех человек, куда войдут два представителя итальянских ВВС. До этого предполагалось, что Virgin Galactic запустит первую коммерческую исследовательскую миссию с итальянскими ВВС в середине октября.
На этой новости акции Virgin Galactic обвалились на 23% на премаркете 15 октября и на минимуме торговались на уровне $18,53 за акцию, свидетельствуют данные Trading View.
СПБ Биржа сообщила, что из-за падения цены больше, чем на 20% площадке пришлось приостановить торги акциями Virgin Galactic с 11:43 до 12:13 мск. Объем торгов по этой компании снизился по сравнению с предыдущим днем на 63,8% — со $100,8 млн до $36,54 млн (на 13:00 мск).
На Мосбирже объем торгов по компании Ричарда Брэнсона, напротив, вырос на 71%, до ₽189,24 млн (на 12:16 мск) против ₽110,29 млн по итогам 14 октября.
«По моему мнению, шансы на лидерство в отрасли космического туризма у Ричарда Брэнсона были всегда крайне сомнительны. После переноса полетов возможность занять существенную долю рынка, потеснив Blue Origin и Space X, станет еще меньше», — уверен инвестиционный консультант финансовой группы «Финам» Сергей Хандохин.
«Любая крупная авария в отрасли может серьезно повлиять на капитализацию компаний вроде Virgin Galactic. Кроме того, не стоит забывать и о потенциальных конкурентах, среди которых Blue Origin и SpaceX, которые могут занять серьезную долю в секторе и потеснить потенциальные выгоды для Virgin Galactic», — предупредил директор аналитического департамента «Фридом Финанс» Вадим Меркулов.
Компания основателя Amazon миллиардера Джеффа Безоса Blue Origin также интересуется космическим туризмом. Пассажирская капсула корабля New Shepard, который получил название в честь первого американского астронавта, совершившего суборбитальный полет Алана Шепарда, оснащена огромными иллюминаторами, чтобы туристам было удобнее наблюдать за тем, что происходит за бортом.
Первый пилотируемый полет с пассажирами на борту корабль New Shepard совершил в июле 2021 года, он продлился чуть больше десяти минут. Тогда на борту капсулы находился Безос. Второй раз New Shepard поднялся в космос в среду, 13 октября.
Владелец Tesla Илон Маск отправил своих первых космических туристов в космос 15 сентября 2021 года. Четверо «астронавтов-любителей» полетели на корабле «Драгон» (Dragon) компании SpaceX, которая также принадлежит Маску.
Эксперты «БКС Мир инвестиций», комментируя падение акций, отметили, что ничего нового не произошло. «Даже с учетом вчерашнего падения акции движутся с небольшими колебаниями в диапазоне $28,5–$20 с начала августа. Вчера цена пришла к тесту нижней границы диапазона. Учитывая, что акции Virgin Galactic остаются спекулятивными, текущие негативные новости вполне могут опустить котировки под $20. В противном случае они так и останутся в боковике», — написали они в обзоре.
«Я бы держался в стороне от Virgin Galactic даже после такой просадки», — сказал «РБК Инвестициям» Сергей Хандохин. Он пояснил, что компания слаба почти по всем параметрам: от технологий до организации и маркетинга. К тому же, имеет мощных конкурентов в лице Илона Маска и Джеффа Безоса.
«Очевидно, что космическая отрасль еще не готова принимать людей на развлекательные полеты, и это было понятно еще на старте продаж этого продукта, но рынок был очарован успехами посадок многоразовых ракетоносителей Маска, рынок был перегрет. Думаю, сейчас покупать акции SPCE очень рано: разочарование инвесторов — тех, кто покупал «билеты в космос», будет только расти. Размышлять о добавлении Virgin Galactic в портфель стоит только около отметки $15», — предупредил главный аналитик инвесткомпании «Алор Бокер» Алексей Антонов.
Иного мнения придерживается главный управляющий активами УК «Атон-менеджмент» Никита Емельянов. «Те инвесторы, которые рассчитывают на долгосрочную историю, могут использовать текущее падение акций для того, чтобы покупать. Другое дело, что если полеты действительно настолько далеко переносятся, то каких-то триггеров для роста [акций] в ближайшее время не видно. И вполне возможно, что в отсутствие новостей мы будем видеть постепенное сползание акций все ниже и ниже».
Вадим Меркулов не исключил, что в ходе работ компания может столкнуться с прочими проблемами, которые заставят ее вернуться к дополнительным эмиссиям акций. А это негативно отразится на их цене в среднесрочной перспективе.
Однако с «долгосрочной точки зрения акции Virgin Galactic могут оказаться сильнее конкурентов, учитывая их опыт полетов и сильные маркетинговые качества основателя, помогающие привлекать необходимое финансирование», добавил Меркулов. И все же, эксперт посоветовал помнить о рисках. «Средний ориентир до середины 2022 года видим в районе $20 за акцию, но не стоит забывать про высокую волатильность. В ближайшей перспективе текущее давление на котировки может опустить цену до $15-16 за акцию», — заключил эксперт.
Анализ событий, «распаковка» компаний, портфели топ-фондов — в нашем YouTube-канале
Материалы к статье