Ситибанк разблокировал часть замороженных активов россиян без лицензии
Ситибанк частично разблокировал замороженные активы россиян

Клиенты брокерского подразделения российского Ситибанка, подконтрольного американской Citigroup, начали получать денежные выплаты от заблокированных активов (купоны, дивиденды и погашения по облигациям) без лицензии Euroclear. Об этом сообщила инвестиционная компания Wealth IQ в своем телеграм-канале, а также подтвердили «РБК Инвестициям» в юридической фирме BGP Litigation.
По информации WealthIQ, вечером 9 апреля ее клиенты начали получать переводы по замороженным выплатам в тех валютах, в которых они должны были быть произведены изначально. «Сейчас выплаты идут партиями — кто-то уже получил все денежные средства, кто-то часть, кто-то пока ожидает», — отметили в компании. По подсчетам Wealt IQ, как минимум десять клиентов уже получили денежные средства.
Ситуация с разблокировкой денежных средств в Ситибанке — пока единичный подобный случай и касается только этой финансовой организации, уточнили «РБК Инвестициям» в Wealth IQ. Санкционные юристы не исключают, что неожиданная разблокировка денежных средств от замороженных активов может быть связана с поэтапным сворачиванием деятельности Citigroup в России.
«Наши доверители, у которых есть счета в Ситибанке, также сообщают о поступлении средств, ранее замороженных в Euroclear. При этом у них не было выданных Euroclear лицензий. Это касается именно дохода по ценным бумагам. Это никак не связано с номиналом ценных бумаг, даже если они были погашены», — рассказала руководитель направления разблокировки активов BGP Litigation Ирина Ротачкова.
Замдиректору юридического департамента инвестбанка «Синара» Елене Рязановой известно о том, что клиенты Ситибанка начали получать разблокированные дивиденды, купоны и погашения от Euroclear. В то же время она не уверена в том, что право на это было получены без выдачи соответствующих лицензий. Разрешение может получить как сам Citi, подав коллективную заявку по всем несанкционным клиентам, так и каждый клиент банка в индивидуальном порядке. «Многие клиенты уже пошли по второму пути и в целом без проблем получили лицензии. Учитывая, что кейс тут простой, Казначейство довольно оперативно выдает такие лицензии», — добавляет она.
В Ситибанке отказались комментировать ситуацию с разблокировкой активов клиентов. «РБК Инвестиции» также направили запросы в Euroclear, Минфин Бельгии и американское подразделение Citigroup.
В чем уникальность ситуации
Новизна кейса разблокировки активов клиентов Ситибанка заключается в том, что инвесторы получили выплаты по замороженным активам без предварительного получения лицензии от Euroclear, как утверждают в Wealth IQ и BGP Litigation.
Российский Ситибанк не находится под санкциями ЕС или иных государств и имеет прямой счет в Euroclear, следовательно, в цепочке между частным инвестором и бельгийским депозитарием отсутствуют подсанкционные лица, объясняет Ротачкова. «Euroclear заблокировал деньги на счету Citi согласно регламенту ЕС № 833, на основании того, что российское юрлицо хранит активы в европейской финансовой организации на сумму более €100 тыс.», — добавляет юрист.
Юрист практики санкционного права и комплаенса адвокатского бюро NSP Глеб Бойко отмечает, что случай с клиентами Citi стал первым, когда произошла коллективная разблокировка денежных средств на прямом счете российского брокера в Euroclear.
Почему Citibank разблокировал замороженные средства клиентов без лицензии Euroclear
Опрошенные «РБК Инвестициями» санкционные юристы разошлись во мнениях о том, что стало причиной неожиданной разблокировки средств вразрез устоявшейся практике. В Wealth IQ допускают, что Citi мог получить разъяснения от Euroclear или Казначейства Бельгии.
С этим мнением согласен Бойко из NSP. Юрист отмечает, что такое разрешение банк мог получить в соответствии с положениями регламента Совета ЕС № 833/2014. Однако пока нет информации о централизованном изменении подхода Европейской комиссии или Казначейства Бельгии к ситуации со счетами российских лиц, в том числе брокеров, добавляет он.
Рязанова из «Синары» в свою очередь допускает, что Citi мог самостоятельно обратиться в Казначейство Бельгии за лицензией, а теперь Euroclear начал ее исполнять. Такой вариант событий кажется вероятным в рамках сворачивания бизнеса в России, поскольку других вариантов обнулить клиентские счета россиян у банка нет, добавляет она. «Euroclear тоже заинтересован в том, чтобы избавиться от российских клиентов. Чем быстрее Ситибанк все выведет, тем быстрее он сможет расторгнуть договор и закрыть счета», — добавляет эксперт.
Ротачкова из BGP согласна с этим предположением и допускает, что ситуация с необычной разблокировкой активов группы клиентов Ситибанка была связана именно с происходящим уходом банка из России. «Полагаю, была какая-то договоренность, позволяющая Citi сворачивать не только бизнес, но и отношения с российскими лицами с возможностью разблокировать часть доходов как некое обязательство перед своими клиентами. Поэтому наши доверители в том числе начали получать определенный кеш на свои счета», — предполагает она.
Впервые о намерении свернуть розничный бизнес в России Citigroup объявила еще апреле 2021 года. В 2022 году, после начала российской военной операции на Украине, американский банк анонсировал почти полную остановку деятельности российской «дочки» — прекращение операций по обслуживанию розничных и корпоративных клиентов в сегменте малого и среднего бизнеса, продажу кредитных портфелей.
В российском Ситибанке продолжают накапливаться замороженные выплаты инвесторов по ценным бумагам. Так, объем заблокированных корпоративных дивидендов на счетах американского Citi в России в третьем квартале прошлого года составил $7,5 млрд.
Станет ли такая ситуация нормой в разблокировке активов
Кейс Ситибанка не будет системным, поскольку у банка уникальная цепочка хранения активов, уверена Ротачкова. «Так сложилось, что у Citi есть прямой счет в Euroclear, а сам банк не под санкциями. У остальных российских финорганизаций ситуация иная — либо они сами под санкциями, либо в цепочке есть подсанкционное лицо — НРД», — объясняет она.
Для централизованной разблокировки активов без лицензии необходимо изменение регламента Совета ЕС в сторону ослабления санкционного режима, продолжает Ротачкова. Однако юрист считает такой сценарий в текущих условиях маловероятным.
Бойко из NSP добавляет, что на данный момент неизвестно об изменении подходов Европейской комиссии и Казначейства Бельгии в части блокировки российских счетов.
Точечные разблокировки могут проходить лишь у тех брокеров, которые решат прекратить деятельность в России, предполагает Ротачкова. «Однако об этом мы узнаем только после официальных заключений самого банка или брокера», — резюмировала она.
Материалы к статье
