Рынок США будет расти в 2021 году — из-за Супербоула. Что-что?
В ночь на 8 февраля в США прошло главное спортивное событие страны — Супербоул. Так называют финальный матч Национальной футбольной лиги между победителями Американской футбольной конференции (AFC) и Национальной футбольной конференции (NFC). Выигравшая команда становится чемпионом всего сезона.
Супербоул — грандиозное событие, уже давно сравнимое в США с национальным праздником. Интерес к нему огромен: болельщики по всей стране тратят кучу денег на новые телевизоры, атрибутику, ставки, куриные крылышки и чипсы, самые дешевые билеты на игру до пандемии стоили более $4 тыс., а телеаудитория матча из года в год составляет около 100 млн зрителей — это самые рейтинговые трансляции в США.
Рекламное время на Супербоуле — самое дорогое в мире: в 2021 году цена 30-секундного ролика составила $5,6 млн, примерно $186,66 тыс. за секунду. Но это не останавливает крупный бизнес: General Motors, Ford, Coca-Cola, McDonald’s и другие компании из года в год покупают слоты и снимают ролики специально для Супербоула.
В финале 2021 года «Тампа-Бэй Бакканирс» победили «Канзас-Сити Чифс» со счетом 31:9. И триумф команды из Флориды — повод для радости «быков» Уолл-стрит, хотя на первый взгляд какую-то связь здесь найти трудно. Но она есть — объясняем, в чем дело.
В 1978 году журналист заметил корреляцию между Супербоулом и фондовым рынком
Было бы странно, если бы событие такого масштаба никак не увязывалось с фондовым рынком и Уолл-стрит. И их связали необычным образом: в 1978 году спортивный обозреватель New York Times Леонард Коппетт придумал «индикатор Супербоула», определяющий, что ждет рынок в новом году — рост или падение.
Суть индикатора максимально проста: если выигрывает команда из Национальной конференции, то фондовый рынок в этом году ждет рост, если победа достается команде из Американской конференции — то падение. Именно так вел себя рынок с 1967 года (когда появился Супербоул) по 1978 год.
«Похоже, этот индикатор работает намного лучше многих профессионалов рынка, выглядящих глупо с головы до ног», — говорил в 2003 году ветеран Уолл-стрит и популярный рыночный стратег Роберт Стовалл, ставший неофициальным хранителем «индикатора Супербоула».
Всего по состоянию на 2021 год «индикатор Супербоула» срабатывал в 40 случаях из 54 (74%).
«Индикатор Супербоула»— не более чем суеверие
Для фондовых индексов победа клуба из NFC действительно исторически благоприятнее: по расчетам Barron’s, индекс S&P 500 был в зеленой зоне по итогам 23 из 27 лет, когда в финале побеждала команда из Национальной конференции, а средняя доходность в те годы составила около 12%. Однако в годы победы команд из AFC он рос лишь по итогам 20 из 27 лет, а доходность составляла примерно 9%.
Но, разумеется, футбольный матч не может определять движение рынков на год вперед, и чуть более глубокий взгляд на статистику это подтверждает. В какой-то момент индикатор верно показывал движение рынков в более чем 90% случаев — однако здесь работает правило, что корреляция не подразумевает причинно-следственной связи.
Barron’s отмечает, что рынок показывал годовой рост в 80% случаев с момента, когда существует Супербоул, в 85% в годы побед команд из NFC и 75% в годы успехов клубов из AFC. Издание констатирует, что отклонение в 5% от среднего показателя — это просто случайность.
Самый свежий пример, опровергающий теорию Коппетта, — 2020 год: тогда в финале победила «Канзас-Сити Чифс» из AFC, однако индекс S&P 500 по итогам года прибавил 16,4%. А всего индикатор не срабатывает уже пять лет подряд.
Сам создатель «индикатора Супербоула» считал его глупостью
Важно понимать, что сам Коппетт относился к своему индикатору как к шутке. Даже в самой первой статье 1978 года он писал, что корреляция между результатами Супербоула и фондовым рынком «не значит абсолютно ничего» — что мало кто заметил. Когда индикатор стал популярен, он говорил, что его это смущает. А ближе к концу своей жизни сказал, что «для него стало бы облегчением, если бы «индикатор Супербоула» объявили мертвым».
Журналист WSJ Джейсон Цвайг писал, что в 2001 году Леонард Коппетт рассказал ему о личном отношении к «индикатору Супербоула»: «Это шутка! Это сатира на ошибочность выводов людей, основанных на статистике. Это слишком глупая вещь, чтобы в нее верить», — заявил он.
А в другом интервью, отвечая на вопрос о людях, присваивающих себе изобретение индикатора, Коппетт сказал: «Не собираюсь их поправлять. Если кто-то хочет присвоить себе это — то получит полные ненависти письма от всех достаточно глупых инвесторов, которые в него поверили».
«Индикатор Супербоула» освещает известный стратег. Он делает это в память об отце
Хранитель «индикатора Супербоула» Роберт Стовалл еще в 2015 году передал эти «полномочия» своем сыну Сэму — главному инвестиционному стратегу CFRA Research. Он не относится к нему всерьез: «Я не думаю, что кто-то в здравом уме будет использовать индикатор Суперкубка для инвестиций», — цитирует Стовалла Forbes.
Но он говорит, что ему нравится продолжать дело отца — этим он показывает, что у Уолл-стрит тоже есть чувство юмора. А еще для Сэма это возможность почтить память Роберта, скончавшегося в декабре 2020 года в возрасте 95 лет.
«Я слежу за «индикатором Супербоула» просто потому, что это наследие моего отца. Я делаю это для него. Иначе зачем еще следить за индикатором, у которого нет причинно-следственной связи и который не работал в течение последних пяти лет?» — объяснил аналитик.
Индикатор Супербоула — не более чем веселая шутка. Деловые издания вспоминают про него каждый год в течение последних 40 лет — но никакой реальной связи между американским футболом и рынком США нет. Так что если вы инвестор и поклонник НФЛ одновременно — то лучше просто наслаждайтесь игрой, не думая о ее последствиях для рынка.
Больше новостей об инвестициях вы найдете в нашем аккаунте в Instagram
Материалы к статье